Подоплека скандала вокруг задержки рейса на двое суток
У авиакомпании AlMasria, похоже, наконец-то завершилась длившаяся 5 дней эпопея с масштабными сбоями в расписании вылетов. 23 декабря очередной рейс UJ 612 отправился из Москвы в Шарм-эль-Шейх (Египет) в 10:24, на 49 минут позже графика, что некритично. Особенно на фоне задержки UJ 614, который вместо утра пятницы, 20 декабря, вылетел из Шереметьево на египетский курорт только спустя двое суток, за что уже с грустной иронией прозван пассажирами «легендарным». Волна негодования в соцсетях не утихает до сих пор. Некоторые туристы, а порой и турагенты напрямую призывают не пользоваться услугами AlMasria, упрекают перевозчика в наплевательством отношении к пассажирам. Портал TourDom.ru разобрался, что могло привести к едва ли не рекордному по длительности сбою в расписании, а также выяснил настроения туроператоров по поводу дальнейшего сотрудничества с египетской авиакомпанией.
flickr.com/photos/gideonvandijk
Две правды
Мытарства пассажиров задержанного рейса UJ 614 в аэропорту Шереметьево, продолжавшиеся с минувшей пятницы по воскресенье, получили широкую огласку в СМИ. Эта история бросила тень на весь организованный туристический рынок. Технические неисправности порой случаются. Обычно в таких случаях используют схему «ступенчатой задержки»: отремонтированным лайнером, после того как техпроблема устранена, или же резервным бортом сначала отправляют пассажиров изначально задержанного вылета. А очередные рейсы откладывают, предупредив людей, чтобы не торопились приезжать в аэропорт. Это позволяет минимизировать сумятицу в авиагавани и разрешить ситуацию относительно безболезненно.
Телеграм канал "Крыша Турдома"
В случае с AlMasria туристам пришлось ждать двое суток. Они должны были вылететь в Египет еще в пятницу, но в субботу буквально на их глазах пассажиров следующего рейса отправили в Шарм-эль-Шейх. Именно это вызвало законное возмущение людей и привело к скандалу в Шереметьево едва ли не с драками. Представитель AlMasria в России в свою очередь ссылается на досадную накладку: ему поступила информация, что неисправный борт отремонтирован. Но, когда самолет подали к гейту, вдруг выяснилось, что неисправность до конца не устранена. Отменять посадку пассажиров «штатного», назначенного на субботу рейса, и пускать на борт людей с задержанного днем ранее было уже поздно.
Представитель перевозчика заверил, что все понесенные пассажирами издержки и неудобства будут компенсированы. Тем, у кого сократилось время отдыха, продлевают его за счет авиакомпании. Опоздавшим на стыковочные рейсы из-за позднего прибытия в Москву самолета из Египта приобретают новые авиабилеты в их города, оплачивают гостиницы на время ожидания и т. д. Между тем наблюдатели отмечают, что активно содействовать пассажирам в Шереметьево – предоставлять бесплатные напитки и питание, размещать в отелях – перевозчик стал только на вторые сутки, когда в ситуацию вмешались Росавиация и транспортная прокуратура. Скандал к тому времени уже вышел в публичную плоскость. Это добавило «общественного гнева» и в адрес авиакомпании, и организованного туррынка в целом.
В чем проблемы AlMasria?
Неисправный самолет AlMasria до сих пор остается на ремонте в Шереметьево. К чести перевозчика, он, хотя и не слишком оперативно, но нашел резервный борт, чтобы временно заменить вышедшую из строя машину. Выручила другая египетская авиакомпания, Red Sea Airlines, у которой в парке, по данным airfleets.net, всего два лайнера Boeing 737 NG/MAX.
AlMasria начала полеты в 2008 году, на российский рынок вышла несколько лет назад с двумя самолетами. Сейчас их у перевозчика шесть, четырех типов – Airbus А320, А321, А330 и Boeing 737. Маршрутная сетка, помимо России, охватывает страны Европы, Азии и Африки.
Эксперт, знакомый с ситуацией, отмечает: «разношерстный» авиапарк осложняет техническое обслуживание лайнеров. Кроме того, для наибольшей экономической эффективности перевозчик использует очень плотный полетный график. В случае поломки самолета оперативно «выкроить» резервный борт бывает непросто.
Лайнеры у авиакомпании в собственности. С одной стороны, это плюс для российских партнеров – в условиях западных санкций AlMasria проще ставить рейсы в Россию, не встречая препятствий от лизингодателей. «С другой – наличие собственного парка не накладывает обязательств делать отчисления лизингодателю на “техрезерв”, поэтому при любой неисправности нужно изыскивать свободные средства на ремонт», – поясняет наш источник.
По его мнению, AlMasria вполне могла бы договориться о резервировании бортов с флагманским перевозчиком Египта, EgyptAir, или, например, с другой крупной авиакомпанией – Air Cairo. Однако это слишком финансово накладно и не вписывается в «экономичную» модель.
Что дальше
Представитель AlMasria в России заверил портал TourDom.ru, что партнеры на туррынке с пониманием отнеслись к масштабному сбою в расписании авиакомпании. Никто из них не отказался от продолжения сотрудничества. Этот факт нам подтвердили и сами туроператоры. «Несмотря на негатив, который нам после событий в Шереметьево приходится выслушивать от некоторых турагентов и туристов, надо понимать, что заменить AlMasria сейчас нечем. Зимние программы сформированы, любые скоропалительные решения могут привести к тому, что летать в Египет будет попросту не на чем. Впереди Новый год, период повышенного спроса. Никто не хочет ставить под угрозу срыва праздничные рейсы», – прокомментировал руководитель одной из крупных туроператорских компаний.
Административное ограничение полетов AlMasria российскими авиавластями специалисты считают маловероятным. Авиакомпания получила зеленый свет на маршруты в РФ, а значит, отвечает всем требованиям Росавиации. Безусловно, ее будут контролировать на предмет соблюдения прав пассажиров в случае задержки рейсов, предоставления всех услуг, предусмотренным Федеральными авиационными правилами. Но до отзывы права на полеты в Россию дело вряд ли дойдет. При дефиците «дебермудизированных» самолетов, способных в условиях западных санкций выполнять рейсы за границу, авиавласти напротив заинтересованы в привлечении иностранных перевозчиков. Поэтому, скорее всего, им простят некоторые огрехи, если, конечно, не будет допущено совсем уж вопиющих нарушений.