Перевозчик дал повод для слухов о сворачивании деятельности
Одной из тем для обсуждения в профессиональном сообществе в первой половине февраля стали перспективы авиакомпании iFly. Повод дал сам перевозчик – в соцсетях появился анонс рейсов из Москвы в Сочи с указанием, что полеты продлятся только до 29 марта. Это и было истолковано как признак прекращения деятельности. Редакция TourDom.ru изучила ситуацию и сделала прогноз – какова судьба iFly.

Что случится после 1 апреля
На самом деле о туманных перспективах iFly еще 11 ноября писал «Коммерсантъ»: «Без самолетов iFly после сделки фактически прекратит деятельность». Тогда редакция TourDom.ru из источника в iFly получала разъяснения – речь идет не о передаче самолетов, а об их аренде вместе с экипажами, так называемом мокром лизинге.
Тем не менее 7 февраля обсуждение вспыхнуло с новой силой. Анонимный телеграм-канал FlightMode опубликовал сообщение о прекращении операционной деятельности iFly под собственным флагом с 1 апреля 2025 года: мол, все самолеты перейдут группе «Аэрофлот». Уже на следующий день оно было официально опровергнуто.
«Авиакомпания не планировала и не планирует прекращение своей операционной и производственной деятельности», – указано в письме партнерам за подписью советника генерального директора по внешним связям Алексея Леонова. Он подчеркнул, что в рамках сотрудничества с «Аэрофлотом» iFly выполняет полеты из Москвы в города Дальнего Востока для «Аэрофлота», а также «рейсы по собственной программе».
В письме не указано, какие именно, но вариантов нет. В соцсетях представители iFly отвечают пассажирам, что собственных рейсов на Дальний Восток на лето не планируется.

Перевозка под собственным флагом у iFly сейчас осталась только на линии Москва – Сочи. Рейсы будут выполняться до 29 марта включительно, о чем перевозчик честно предупредил. После 1 апреля в расписании на сайте iFly действительно ничего нет.
«Мокрый» лизинг – это не приговор
Судя по всему, после 1 апреля у iFly останутся только рейсы, которые выполняются в рамках соглашения о «мокром» лизинге с «Аэрофлотом». И это вовсе не приговор, а официально разрешенный Минтрансом формат сотрудничества. Просто iFly оказалась первой. По словам одного из экспертов, руководство iFly приняло верное решение, договорившись с нацперевозчиком. «Аэрофлот» начиная с конца декабря задействует технику и экипажи iFly на субсидируемых дальневосточных направлениях и таким образом высвобождает часть своих самолетов для выполнения более прибыльных зарубежных программ (отчетность «Аэрофлота» за январь показала прирост международных рейсов на 10%). iFly в свою очередь получила гарантированную загрузку и тем самым снизила риски.
С другой стороны, «мокрый» лизинг, очевидно, ставит iFly в зависимое положение. «По сути, авиакомпания становится несамостоятельной, утрачивая способность генерировать прибыль», – отметил другой наш собеседник.
Кроме того, эксперты обращают внимание, что в январе стало известно об изменениях в структуре собственников. Из состава учредителей ООО «Ай Флай» вышло АО «Компания Юнокс», которая, по данным РБК, связана с совладельцами московского аэропорта Внуково Виталием Ванцевым и Владимиром Скочем (отцом депутата Андрея Скоча). Вместо этой структуры соучредителем стал Павел Власов, про которого известно только то, что он бывший турагент – с 2014 по 2017 год был гендиректором ныне ликвидированной компании Tantrip.
Имея в совладельцах хозяев аэропорта, перевозчик мог пользоваться преференциями по обслуживанию и заправке своих лайнеров. Со стороны замена выглядит неравнозначной, словно крупная структура разочаровалась в бизнесе перевозчика.

Впрочем, эти изменения можно считать и логичным следствием сближения с «Аэрофлотом», который базируется в другом аэропорту. Как рассказал нам источник, заслуживающий доверия, инженерно-техническому персоналу авиаперевозчика уже раздали бумаги об их переводе в Шереметьево.
С одной стороны, это можно считать предвестником возможного поглощения iFly, ведь такое в истории «Аэрофлота» уже было не раз. С другой – не далее как 7 февраля в Росавиации заявили об отсутствии риска банкротств или слияний российских авиакомпаний.
Чудо возможно
По мнению наших собеседников, важно, что ключевые решения в ООО по-прежнему принимает мажоритарий – 56% iFly осталось у сооснователя TEZ Tour Александра Буртина, еще 14% числится на балансе самого ООО.
Юридически перевозчик остается независимой компанией, у владельцев сохраняется либо возможность продать этот бизнес, либо переждать трудные времена и вернуться к полетам под собственным флагом, в том числе и за границу. «Санкции ведь не вечны. Сейчас iFly может летать только по России, но все уже, наверное, забыли, что iFly выполняла много зарубежных рейсов, в том числе в Китай», – сказал наш собеседник.
Что ж, поживем – увидим. Еще недавно отмена санкций для российских авиакомпаний выглядела как чудо. Но, учитывая стремительно меняющуюся международную ситуацию, переговоры Путина и Трампа, такой сценарий нельзя исключать. Ведь санкции наносят ущерб не только российским перевозчикам, но и иностранным интересантам, в том числе американским производителям, лишенным возможности официально поставить запчасти, а также зарубежным авиакомпаниям. Напомним, что сейчас они не могут использовать российское воздушное пространство и несут ощутимые потери.