Однако у перевозчиков растут риски
Периодические ограничения полетов в районе Москвы стали поводом для вопросов: могут ли иностранные авиакомпании уменьшить частоту рейсов или вовсе прекратить их? Если это произойдет, то количество международных направлений сократится и стоимость билетов на оставшихся маршрутах увеличится. Редакция выяснила, обоснованы ли опасения, пообщавшись с экспертами – как под запись, так и неофициально.Что такое «Ковер»
Ставший печально известным план «Ковер» подают органы ПВО (противовоздушной обороны) при появлении неопознанных объектов. Любые полеты запрещаются, кроме тех, которые выполняются спецслужбами или военными. Это не изобретение последних месяцев. Такой сценарий регламентирован постановлением правительства еще в 2010 году. Кстати, оно предусматривает ограничения и при проведении учений, запуске космических объектов, спасательных работах и т. д. Например, в феврале «Ковер» объявляли в районе Санкт-Петербурга – именно в учебных целях.
В Москве ограничения стали применяться с 30 июля, когда была зафиксирована атака беспилотников. В течение августа такие меры вводились неоднократно.
Реакция авиакомпаний
Естественно, что периодическое закрытие аэропортов не обходится без последствий. И пассажиры, и авиакомпании теряют время и деньги. В своем интервью гендиректор «Победы» Дмитрий Тыщук признавал, что расходы сказываются на себестоимости. Но перевозчик пока не планирует запрашивать в этой связи субсидии от государства.
Что касается иностранных авиакомпаний, то в отличие от отечественных у них есть выбор: продолжать полеты или внести изменения в расписание. Пока в публичном пространстве высказались на эту тему только три перевозчика. «Туркменистан» сообщил, что с 1 августа временно возит пассажиров из Ашхабада только до Казани «в связи с воздушной обстановкой». Позднее это решение было продлено. Ближе к концу августа в телеграм-каналах появилась информация о планах Emirates приостановить полеты в РФ, но почти сразу появилось опровержение. В авиакомпании flydubai тоже выпустили успокаивающий комментарий о продолжении рейсов по расписанию.
Что дальше?
Редакция подсчитала, что в сентябре «Ковер» в московском авиаузле объявляли 4 раза. Во всех случаях – ночью и на непродолжительное время, поэтому количество перенаправленных рейсов было относительно небольшим. Например, 5 сентября по сообщению Росавиации, на запасные аэродромы ушли пять самолетов, а 7-го – только один.
Это дает надежду, что за «Туркменистаном» другие авиакомпании не последуют. Иностранные перевозчики, безусловно, следят за ситуацией, но пока не готовы принимать радикальные решения по сокращению перевозки или изменению маршрутов. Эксперт, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что ограничения полетов увеличивают страховые риски и риски лизингодателей. Однако активно летающие к нам самолеты (например, турецких перевозчиков. – Ред.) фактически выведены в отдельные авиаотряды, уже имеющие военные страховки. «Возможно, у других компаний эти риски вырастут и придется нести дополнительные издержки», – предположил наш собеседник.
Главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев не слышал, чтобы кто-либо из лизингодаталей требовал наличия военных страховок для полетов именно в Москву. Однако в мире прецеденты есть. Если такая практика распространится на Россию и какие-то перевозчики откажутся оплачивать более дорогие полисы, то им действительно придется уйти, но оставшиеся авиакомпании поделят рынок и продолжат зарабатывать.
«Нельзя исключать того, что при продолжении практики временного закрытия аэропортов количество рейсов уменьшится. Но я полагаю, что радикального сокращения маршрутной сети всё же не произойдет», – считает Пантелеев.
По его мнению, главная проблема для иностранных перевозчиков все же не страхование, а сбои в расписании: «Это гарантированные убытки, которые не получится переложить на аэропорт или на какую-то другую компанию».
Другой наш собеседник уверен, что для иностранных авиакомпаний гораздо актуальнее проблема с техобслуживанием. Ремонтировать в аэропортах России иностранные самолеты нельзя из-за санкций. Поэтому Turkish Airlines при выявлении неполадок сажает свои самолеты в европейских аэропортах, а одна из ближневосточных авиакомпаний «возит контейнер запчастей».