В начале сентября гендиректор лоукостера «Победа» Дмитрий Тыщук, занявший пост летом прошлого года, дал первое большое интервью. В разговоре с РБК топ-менеджер рассказал, с какими проблемами сталкивается перевозчик, а также о новинках для пассажиров. Например, компания запустит новые рейсы и начнет продавать брендированные рюкзаки, которые не нужно будет проверять с помощью калибратора. Собрали для вас главное.
Цена запасного аэродрома
Летом авиакомпании, летающие в Москву, стали сталкиваться с новой проблемой: из-за атак беспилотников (чаще всего это происходит ночью) аэропорты закрываются, и самолеты вынуждены уходить на запасные аэродромы. «Если борт шел во Внуково, а сел в Шереметьево – это примерно час полета дополнительного времени и соответствующие расходы в себестоимости авиакомпании», – отмечает Дмитрий Тыщук. Цифры он не назвал, но, по данным РБК, один час полета Boeing 737-800 стоит примерно 750–800 тыс. руб. Субсидий от государства на возмещение расходов авиакомпания пока просить не планирует.
Субсидии больше не нужны
Тем не менее Тыщук признает: именно государство помогло лоукостеру, как и другим российским авиакомпаниям, удержать цены в прошлом году практически на уровне 2021-го. И это притом что резко сократилось количество полетов (пассажиропоток у лоукостера упал больше, чем у других перевозчиков из топ-5) и, соответственно, выросла их себестоимость.
Помощь государства внесла также серьезный вклад в финансовые показатели «Победы» в прошлом году: чистая прибыль компании достигла рекордной отметки в 15 млрд руб. Однако на это, как поясняет Дмитрий Тыщук, повлияли не только субсидии. Важной оказалась роль выгодной курсовой разницы.
Международная программа будет расширяться
Текущий год, по словам генерального директора, складывается у авиакомпании еще более удачно. За июль рост на внутренних направлениях составил 7%, а если говорить обо всей маршрутной сети, то по итогам семи месяцев пассажиропоток вырос на 12% (при этом план на год – 10-процентный рост). Превалируют у «Победы», как и все последние годы, внутренние направления, доля международных составляет лишь 6%. При этом до пандемии пропорция была совершенно другой – международные полеты занимали примерно четверть (23%). «Конечно, хочется вернуться к этим показателям», – высказывает пожелание Дмитрий Тыщук. По его словам, лоукостер планирует увеличить количество рейсов из регионов в страны СНГ, Турцию, ОАЭ, на Ближний Восток. «С конца октября полетим из Волгограда, Владикавказа и Махачкалы в Дубай, из Сочи в Гюмри. В сентябре увеличим ежедневно частоту в Самарканд из Москвы», – рассказал глава авиакомпании.
За счет более прибыльных маршрутов за границу удается компенсировать убыточность некоторых внутренних рейсов.
Билеты подорожали, но не критично
Дмитрий Тыщук не подтвердил данные Росстата о росте цен на авиабилеты в этом году на 30%. По его словам, перелет действительно стал дороже, однако несильно – билеты поднялись в цене на уровень инфляции, то есть на 6–10% в зависимости от направления. При этом сейчас наблюдается даже снижение тарифов. А расширение сети международных полетов позволяет «Победе» регулярно объявлять распродажи.
Боинги и только боинги
Сегодня под флагом «Победы» летает 41 воздушное судно (из них больше половины имеет двойную регистрацию – в России и на Бермудах, причем «очистка» самолетов представляет собой проблему – лизингодатели зачастую не могут на это пойти из-за политической ситуации). Как признается Дмитрий Тыщук, главная идея лоукостера – это монофлот. Поэтому у компании исключительно боинги. И о приобретении отечественных МС-21, близких по размерности и дальности, говорить пока преждевременно – «надо, чтобы самолет вошел в серию, полетал, и только тогда в эту сторону можно будет смотреть».
А вот число боингов руководство лоукостера хотело бы расширить – за счет бортов группы «Аэрофлот» (всего в настоящее время в распоряжении группы – 90 американских лайнеров). Однако это может произойти лишь в том случае, если «Аэрофлот» и «Россия» начнут получать самолеты на замену. «Этот вариант не исключен при выполнении плана поставки отечественных воздушных судов. В принципе мы, например, этого очень хотим – это нам позволит и налет увеличить, и наши постоянные расходы снизить», – говорит Дмитрий Тыщук. Еще одним способом увеличить число самолетов он называет их приобретение на вторичном рынке.
«Бояться нечего – летайте самолетами»
Отдельный вопрос связан с безопасностью полетов. Не секрет, что у многих пассажиров возникает опасение на этот счет из-за санкций и проблем с поставками запасных частей. «Обеспокоенность понятна, но авиация в хорошем смысле – самая зарегламентированная отрасль, и ни при каких обстоятельствах неисправное судно в воздух не поднимется, – отвечает на это гендиректор “Победы”. – Это постулат для всех. Авиакомпании точно не экономят на безопасности полетов, и для нас это безусловный приоритет. Бояться точно нечего – летайте самолетами». По словам руководителя лоукостера, компания уже наработала значительный опыт и умения во всем, что касается боингов. А, кроме того, на базе «Аэрофлота» создается центр технических компетенций, где уже работают бывшие сотрудники американской компании-производителя.
Если не попал на рейс
Пассажиры лоукостеров чаще других попадают под действия овербукинга. Поэтому не удивительно, что Дмитрий Тыщук выступает за официальное признание этой процедуры в нашей стране, а «Победа» участвует в работе по легализации. «Статистика показывает, что часть наших клиентов не приходит на рейс – 1–4% в зависимости от направления. Поэтому для повышения эффективности авиаперевозок овербукинг – очень хорошее решение», – говорит гендиректор, призывая прописать четкие и детальные правила овербукинга как для перевозчика, так и для пассажира.
Рюкзаки, еда, искусственный интеллект
Дмитрий Тыщук поделился новинками, которые ожидают пассажиров «Победы» в ближайшее время. Во-первых, скоро на сайте авиакомпании можно будет приобрести фирменный рюкзак – вместительный (в нем, по словам гендиректора, поместятся три пятилитровые бутылки воды) и полностью соответствующий габаритам для ручной клади, установленным авиакомпанией. То есть его не нужно будет проверять с помощью калибратора, а значит, уменьшится время досмотра.
Во-вторых, лоукостер рассматривает вариант внедрения продажи питания на борту самолета, а также системы развлечения: «Еду на борту хотим запустить сразу по всей маршрутной сети. В ходе тендера выберем единого поставщика, в шорт-листе претендентов есть “Аэромар”», – говорит топ-менеджер. О меню говорить пока рано, но алкоголя на борту лайнеров «Победы» точно не будет.
В-третьих, для удобства пассажиров будет запущен чат-бот с элементами искусственного интеллекта, который сможет помочь пассажирам. В результате ожидается меньшее количество обращений в платный call-центр.
И еще одна новинка, которая наверняка понравится пассажирам, – до конца года «Победы» должна подключиться к программе «Аэрофлот Бонус», которая позволит за полеты на лоукостере получать мили «Аэрофлота». «С учетом более низкой стоимости наших билетов у клиентов будет возможность быстрее заработать на премиальные полеты. Мы видим в этом большую перспективу», – добавляет Дмитрий Тыщук.