Кому создаёт новые угрозы авиакомпания «Победа»?
В середине ноября туристический мир волновали только две темы: последствия авиакатастрофы в Египте и серия терактов в Париже. Но даже на таком информационном фоне сумела привлечь к себе внимание авиакомпания «Победа», которая открыла продажи на своём дебютном зарубежном маршруте Москва – Братислава – и за первые же 16 часов реализовала 5 тыс. билетов.
На клиентов магически действовала реклама, в которой лоукостер предлагал перевозку в столицу Словакии и обратно за 999 руб.
Ажиотаж поднялся такой, что сайт «Победы», похоже, не справился с нагрузкой. Один из пользователей сообщил в комментарии на TourDom.ru: «Случился сбой, благодаря которому у многих ничего не получилось купить. А те, у кого получилось, радуются билетам по 146 и 194 руб. в оба конца».
Пипл охотится за дешевизной – естественно. Голодные игры.
И, казалось бы, где Братислава, а где туризм, зачем опять поднимать эту тему?
Но сам факт, что на рынок международных авиаперевозок вышел новый амбициозный игрок, заслуживает обсуждения. Кстати, он даже не вышел, а вырвался – пробился через административные барьеры. Ещё весной заявлял о намерении летать на Кипр и Крит, но не добился разрешения от Росавиации.
В августе собирал операторов, обсуждал перспективы сотрудничества на семи международных направлениях, актуальных для массового туризма, даже заявлял примерные цены, но снова же контрактинг не пошёл из-за проволочки с допусками.
И вот – граница открыта. 19 декабря вылетает «первая ласточка». Каковы могут быть дальнейшие действия лоукостера? Кем он станет для операторов? Партнёром или опасным конкурентом, который будет низкими розничными точками расшатывать последние точки опоры организованного туризма?
Пока создаётся ощущение, что новый игрок пытается совместить эти роли – усидеть на двух стульях.
Братислава, Бергамо, далее везде
Итак, сначала о планах.
Среди допусков, уже полученных «Победой» на зимний сезон, интерес для туристического рынка мог бы представлять французский Шамбери, куда перевозчику разрешено выполнять чартеры. Если бы он этим воспользовался, то на направлении точно возник бы профицит перевозки – там уже заявлена программа S7 при консолидации PAC Group. Потенциальным заказчиком «Победы» здесь мог бы выступить НТК «Интурист», который раньше заявлялся на Шамбери с «Трансаэро» и демонстрировал серьёзные амбиции. Но на днях выяснилось, что он не стал создавать противовеса PAC Group и взял у него блок.
Слишком поздно «Победе» удалось получить допуск, иначе на французском направлении, вероятно, сложилась бы совершенно другая конкурентная ситуация.
Но перевозчик ещё планирует зимой 2015/2016 заявиться на другом маршруте, актуальном для горнолыжников, – Бергамо. Официально информации о выдаче разрешения от Росавиации пока нет. Но корреспонденту HotLine.travel в руководстве «Победы» подтвердили, что сейчас ведутся переговоры с итальянскими авиавластями об аккредитации. И уже известен один блочник – «Инна Тур». «Договор подписан, – сообщила председатель совета директоров компании Инна Бельтюкова. – Мы предложим перевозку «Победы» в формате динамического пакетирования, считаем появление такого продукта очень своевременным».
Кроме «Победы» на Бергамо взлетит всё тот же PAC Group в партнёрстве с «Нордавиа», программа анонсирована ещё в августе. «Отлетаем высокий сезон в соответствии с планом, а потом пересядем на рейсы All Italia в Милан – альтернативный пункт», – пояснил Илья Иткин, гендиректор PAC.
Если учесть, что в прошлом году на Бергамо из Москвы перевозки не было, а сейчас появляются сразу две программы, то встаёт вопрос о перспективах по загрузке.
Других инициатив от «Победы» в текущем сезоне не ожидается. Но летом и следующей зимой перевозчик наверняка заявит о себе на туристическом рынке в полный голос. Уже сейчас ищет потенциальных заказчиков на Ираклион и Ларнаку, будут и другие направления. Как откликнется рынок?
«В целом «Победа» может представлять интерес, – говорит Илья Иткин. – У неё авторитетный за счёт материнской компании бренд, современная техника. Но не ясна стратегия: будет ли лоукостер конкурировать со своими же потенциальными заказчиками, продавая экстремально дешёвые билеты в розницу?»
Что стоит за магическими цифрами
И вот тут снова всплывают магические цифры 999, вызвавшие ажиотаж среди клиентов при открытии продаж на Братиславу. Но это, естественно, лишь маркетинговый ход. Как говорит пресс-секретарь авиакомпании Елена Селиванова, по такому тарифу предлагается от 5 до 20 билетов на рейсе. В целом же создаётся впечатление, что тарифы лоукостера не слишком отличаются от конкурентов.
Можно сравнить, например, с ценами Austrian Airlines на Вену (именно этот пункт – конечная цель большинства клиентов, покупающих Братиславу у «Победы»).
Итак, билет австрийского нацперевозчика round trip на даты, допустим, 23–30 января вчера можно было купить за 12 358 руб. А лоукостер предлагала свою Братиславу за 9 310 руб.
Разница несущественная – особенно если учесть, что придётся ещё доплачивать за багаж, за пакеты из дьюти-фри, за питание (для кого это актуально), за автобусный трансфер до Вены. Ну и временные затраты путешественника тоже надо учитывать.
«Законов экономики никто не отменял, – комментирует Максим Приставко, коммерческий замгендиректор «Джет Трэвел». – И у «Победы» конечная цель та же, что у остальных, – зарабатывать, независимо от формата».
Кстати, о форматах: в России как не было, так и нет условий для внедрения классической модели лоукоста, и кардинально сократить расходы не на чем. Поэтому можно ожидать, что она, продолжая маркетинговые игры с конечным потребителем, постарается при этом выстроить отношения с заказчиками из туристической среды, соблюдая их интересы.
В итоге «Победа» – это угроза для операторов, располагающих собственным авиапарком. Для авиакомпаний, которые рассчитывают на загрузку со стороны турфирм среднего масштаба. А в их числе, кстати, есть участницы группы «Аэрофлот» – «Оренбургские авиалинии», «Россия». То есть в результате может получиться, что самая молодая и агрессивная «дочка» нацперевозчика, пытаясь совместить разные форматы, создаст конкуренцию в группе.
И тут вопрос: является ли это целью учредителей?