Почему в Англии королева не спасает авиапассажиров
2 октября прекратила полеты крупная авиакомпания Великобритании – Monarch Airlines. В тот же день начались мероприятия по урегулированию ЧП с наименьшим дискомфортом для пассажиров.
В отличие от Владимира Путина, устроившего разнос министру транспорта, королеве Елизавете II или премьер-министру Великобритании Терезе Мэй не пришлось делать грозных заявлений. В спешке изыскивать средства для вывоза туристов тоже не понадобилось – включилась система ATOL, существующая для подобных случаев.
Как это у них работает? Может, создать аналогичный инструмент в России вместо того, чтобы изобретать очередной «велосипед» для развоза клиентов на будущее?
Расплата по обычной схеме
Итого по «ВИМ-Авиа»: очередной скандал, вызванный крахом авиаперевозчика, разруливается в ручном режиме – после прямого вмешательства президента В. Путина, состоявшегося через неделю с момента возникновения проблемы. Опять обсуждаются меры для предотвращения таких коллапсов в будущем.
У вас нет ощущения дежавю? Собственник проблемной компании Рашид Мурсекаев, как пишут в СМИ, покинул Россию, гендиректор и главный бухгалтер задержаны по делу о мошенничестве. Минтранс и Росавиация развивают бурную деятельность, оперативный штаб заседает два раза в день. А туроператоры – заказчики «ВИМ-Авиа» тем временем подсчитывают убытки.
В частности, «Интурист» за собственный счет повторно оплатил для своих клиентов порядка 25 рейсов из Санкт-Петербурга и 40 – из Москвы, об этом сообщил корреспонденту HotLine.travel Сергей Толчин, директор по продажам туроператора.
По словам гендиректора TUI Россия Тараса Демуры, его компания тоже обеспечила туристам альтернативную перевозку за свой счет. За исключением шести или восьми вывозных рейсов, организованных авиаброкером, через которого были заказаны чартеры «ВИМ-Авиа». Но не исключено, что этот брокер в итоге выставит счета TUI, хотя имеет от туроператора депозит на сумму около 2 млн долларов.
Компания «Спасские ворота» не только понесла убытки из-за сорванных рейсов «ВИМ-Авиа», но теперь еще вынуждена гасить его задолженность за аэропортовое обслуживание в Римини. Администрация аэропорта просто делает вычеты из депозитов, полученных от «Спасских ворот» в счет других программ, и возражений не принимает. Более того, возлагает на авиаброкера ответственность за то, что он заключил контракт с проблемным перевозчиком и косвенно навлек на аэропорт потери. Председатель «Спасских ворот» Александр Дворянский надеется, что еще удастся получить господдержку – хотя бы частично компенсировать убытки, понесенные в результате краха «ВИМ-Авиа».
Все участники событий согласны, что нужен некий страховочный механизм, который автоматически включался бы при возникновении таких коллапсов в будущем. Но идея по созданию антикризисного фонда за счет сборов с каждого проданного билета, предложенная в Госдуме главой Росавиации Александром Нерадько, вызывает неоднозначную реакцию – как в туризме, так и на транспортном рынке.
«Фонд в авиации нужен обязательно, – считает Тарас Демура. – Но взимать деньги со всех пассажиров… Почему клиенты, выбирающие стабильных перевозчиков, должны покрывать финансовые риски проблемных авиакомпаний?» С гендиректором TUI Россия согласен Бесики Квирквия, руководитель авиакомпании Royal Flight: «Есть организации, которые годами накапливают долги, многократно перекредитовываются, демпингуют, допускают серьезные просчеты в планировании. Почему мы или наши пассажиры должны спасать таких участников рынка?»
По мнению Александра Дворянского, вместо того, чтобы создавать новые фонды, надо задействовать те, что уже существуют при «Турпомощи». «Я не говорю о том, чтобы полностью выплатить долги той же «ВИМ-Авиа» и потратить на это все имеющиеся у ассоциации средства, – уточняет г-н Дворянский. – Но частично компенсировать потери туроператоров в самый острый для них момент было бы правильно и логично. Зачем ждать, пока кто-то из заказчиков проблемной авиакомпании не выдержит финансовой нагрузки и остановит бизнес? Ведь от этого могут пострадать другие участники рынка, и почти наверняка очередной крах негативно отразится на спросе – усилит панику среди потенциальных клиентов».
Так или иначе, на данный момент все финансовые инструменты, имеющиеся в распоряжении «Турпомощи», могут сработать для туроператора только «посмертно» – если он прекратит деятельность. А фонд Росавиации существует даже еще не в проекте, а в некоей гипотезе. Поэтому самое время обратиться к зарубежной практике защиты клиентов в ситуации краха авиаперевозчиков. Тем более что мы наблюдаем свежий прецедент – остановку деятельности вышеупомянутой Monarch Airlines.
Monarch Airlines. Английский вариант
Итак, 2 октября объявила о приостановке полетов Monarch Airlines – старейшая английская авиакомпания, которая ни разу не меняла своего названия (основана в 1967 году).
По состоянию на 2 октября порядка 110 тысяч пассажиров Monarch Airlines находились за пределами Великобритании, т. е. нуждались в эвакуации. Количество клиентов, оплативших перевозку авиакомпании на будущие периоды, оценивается в 750 тысяч.
К урегулированию ситуации оперативно подключилось Управление гражданской авиации (CAA), представители которого заявляют, что по масштабам последствий крах Monarch Airlines прецедентов не имеет. «Работаем круглосуточно, чтобы доставить всех домой», – говорит в СМИ Эндрю Хейнс, глава САА.
Эта организация разруливает проблему, потому что именно в ее управлении находится система ATOL (Air Travel Organiser's Licence), страхующая в Великобритании интересы авиапассажиров, в том числе туристов.
Лицензию ATOL по закону обязаны получать все компании, которые продают регулярную авиаперевозку, турпакеты с включенной в них авиаперевозкой, билеты на чартерные рейсы, перелеты из Великобритании и проживание за границей и/или прокат машин за рубежом. Подробно о том, какие варианты лицензирования ATOL и на каких условиях предусмотрены для этих различных видов деятельности, читайте здесь.
Если упрощенно, то для получения лицензии компания проходит проверку на финансовую стабильность, ежегодно отчисляет взносы, суммы которых разнятся в зависимости от масштабов деятельности. Плюс к тому надо еще отчислять взносы за каждого перевезенного за отчетный год пассажира, купившего продукт, подлежащий лицензированию ATOL.
О том, как работает система, можно судить по публикациям в британских СМИ, где представители Управления гражданской авиации разъясняют пассажирам Monarch Airlines их права и перспективы. Вкратце так: кто за границей – того доставят в Англию по завершении отдыха. Кто имеет билеты на более поздние даты, тому предоставят финансовые компенсации. Без дополнительных оплат.
Показательный факт: никто из руководства Monarch Airlines не ударился в бега и не взят под арест. Очевидно, система страхует не только клиента, но и участников рынка на случай, если что-то пойдет не так. В то время как наши российские бизнесмены стекаются на берега Альбиона, спасаясь от уголовного преследования. Как знать, может, и Рашид Мурсекаев уже в их числе?
Эксперты уверены, что если законотворцы возьмут в качестве примера английский опыт и создадут некий аналог ATOL в России, все расходы, в конечном счете, лягут на плечи потребителей – либо в виде отдельного сбора, либо путем повышения стоимости авиабилета или тура. В связи с этим предлагаем вам принять участие в опросе.