Считаем новые поступления авиатехники, обсуждаем цены
На туристическом рынке острый дефицит авиатехники, в летнем сезоне летать будет не на чем, перевозка подорожает, – об этом говорят с тех пор, как обанкротилась а/к «ВИМ-Авиа». Между тем ныне действующие игроки активно расширяют свои парки. Сколько самолетов получит отрасль к сезону?
Молодые самолеты и бюджетные пилоты
По вопросу о том, присутствует ли в данный момент на туристическом рынке дефицит провозных емкостей, мнения экспертов разделились. Как полагает гендиректор Red Wings Евгений Ключарев, проблема искусственно раздута. А вот по оценке его коллеги из Royal Flight Бесики Квирквии, отрасли действительно не хватает воздушных судов – спрос процентов на 15, а то и на 20 превышает предложение. Впрочем, г-н Квирквия уверен: дефицит в любом случае лучше, чем проблемы с загрузкой лишней техники, как это было после закрытия турецкого направления.
Директор по продажам «НТК Интурист» Сергей Толчин согласен, что техники не хватает: в «высокий» сезон туристический рынок может «проглотить» на 20–30 % больше самолетов, чем сейчас есть в его распоряжении. При этом расширение авиационных парков сопряжено с определенными сложностями. «Надо искать достаточно молодые борта – не старше 12 лет, в противном случае пошлины на ввоз техники в Россию окажутся слишком высокими и выстроить приемлемую экономику полетов будет невозможно, – говорит Сергей Толчин. – Самолетов нужного возраста на мировом рынке не так много, и лизингодатели не горят желанием отдавать их в Россию». Добыть технику – полдела, продолжает эксперт. Нужны еще летные кадры, которых у нас не хватает. Достаточно сказать, что средняя зарплата командира воздушного судна в России составляет порядка 10 тыс. у.е., а за рубежом – в полтора-два раза выше.
Но, несмотря на все проблемы, к сезону туристический рынок получит добавку провозных емкостей, и весьма существенную.
Считаем борта
Самую впечатляющую динамику по расширению авиапарка показывает группа перевозчиков, аффилированных с туроператором «Пегас». К началу летней навигации в распоряжении авиакомпаний NordWind и Pegas Fly будет 56 самолетов – на 25 больше, чем в прошлом сезоне.
Далее. «НТК Интурист» войдет в сезон как минимум с шестью воздушными судами. Планируется получить технику двух типов, в том числе широкофюзеляжную. Под флагом какого перевозчика будут эксплуатироваться эти самолеты – пока не объявлено.
Авиакомпания Red Wings в апреле-мае обзаведется пятью самолетами Airbus A321 в дополнение к 13 имеющимся единицам техники.
Во фрахте у туроператора «Библио-Глобус» на данный момент 15 самолетов а/к «Россия» – на два больше, чем было в 2017 году.
Как известно из СМИ, минимум две машины скоро поступят в распоряжение перевозчика ANEX Tour – а/к Azur Air, чей парк в результате вырастет до 22 единиц авиатехники.
Свои планы пока не раскрывает туроператор TUI Россия, но он со всей определенностью заявлял в прессе, что войдет в сезон лето-2018 со своей перевозкой.
Активных действий по расширению авиапарка ожидают от а/к iFly, один из акционеров которой руководит туроператором TEZ TOUR. Недавно стало известно о том, что в составе учредителей iFly появился новый участник – компания «Шелковый путь», учрежденная китайским холдингом Joy Tour Global Limited. С его стороны предполагаются инвестиции, которые могут быть направлены, в том числе, и на приобретение самолетов.
В сумме все упомянутые игроки получат к весенне-летней навигации 38–40 бортов или более. Возможно, что и другие авиакомпании, заинтересованные в туристической сфере, обзаведутся новыми самолетами. Таким образом, убыль провозных емкостей, вызванная крахом «ВИМ-Авиа», наверняка будет компенсирована, полагают наблюдатели. Конечно, надо делать поправку на то, что группа перевозчиков «Пегаса» не бросит все 25 самолетов на нужды туризма. Вновь поступающая техника будет активно эксплуатироваться на регулярных маршрутах – прежде всего, внутри страны, сообщила гендиректор туроператора «Пегас» Анна Подгорная. То же самое касается авиакомпании Red Wings. Но и «ВИМ-Авиа» имела широкую сеть регулярных полетов, в том числе на таких направлениях, которые не имеют отношения к туризму.
И о ценах
Что касается цен на авиабилеты, то они действительно повышаются как в регулярном, так и в чартерном сегменте. Но представители авиакомпаний утверждают, что это вызвано объективными причинами.
«Все дорожает! Растет стоимость керосина, растут затраты на обслуживания в аэропортах, – говорит Евгений Ключарев. – При этом рентабельность самих перевозчиков отнюдь не увеличивается. В нашем бизнес-плане нет повышения доходов, увеличивается только расходная часть!»
«Необоснованного повышения тарифов на авиаперевозку не будет, – подтверждает Бесики Квирквия, – ведь мы работаем в конкурентной среде».