Перевозчик выходит на новые туристические направления. Что это даст или не даст турбизнесу?
Перевозчик выходит на новые туристические направления. Что это даст или не даст турбизнесу?
На этой неделе стало известно о планах авиакомпании «Победы» летать в Чехию и Германию. Открывать новые рейсы в Европу в текущей экономической ситуации – значит рисковать пустить деньги на ветер, говорят эксперты из числа туроператоров. Но обвинять в легкомыслии компанию, за спиной которой стоит «Аэрофлот», они не отважатся. Если всё сложится, на маршрутах между Россией и Европой лоукостер может занять освободившуюся нишу «Трансаэро». А это значит, что и туроператоры и перевозчик нуждаются друг в друге.
Непростые города
Авиакомпания «Победа» 27 января подала заявку в Росавиацию на получение допуска на международные перевозки из Москвы в Карловы Вары и Мемминген. На фоне снизившегося почти на 50 % европейского пассажиропотока такие планы выглядят уж очень оптимистично.
Лоукост-формат нетипичен для такого направления, как Карловы Вары, и желание перевозчика летать семь дней в неделю на фоне и так низкой загруженности направления специалисты по Чехии называют нелогичным. «Вряд ли направлению нужны семь рейсов в неделю с учётом того, что и три регулярных рейса сейчас постоянно недозагружены. «Победа» может привлечь только ценой, но турист, летающий в Карловы Вары, – это дорогой турист. И сложно представить, как он полетит на лечение на две недели и без багажа», – отметила, в частности, Ирина Федина, президент «ВЕДИ ТУРГРУПП».
Не всё ясно и с небольшим немецким городком Меммингеном, о котором, в отличие от Карловых Вар, многие вообще не слышали. С одной стороны от него до Мюнхена порядка 250 км, с другой – округ Швабия, в который входит город, граничит с Австрией и Швейцарией. Из Меммингена также можно предложить близкий трансфер в Тироль. А значит, направление потенциально может быть интересно горнолыжникам. Но есть несколько «но». Как отмечает Максим Приставко, заместитель генерального директора «Джет Тревел», Мемминген абсолютно неинтересен для поездок в Зальцбург. Слишком далеко. При этом тарифы компаний, которые летают в Мюнхен, по крайней мере, в этом сезоне были достаточно гибкими.
Главное – цена
В то же время все эксперты признают, что у «Победы» есть оружие, с помощью которого перевозчик при желании может переключить на себя значимую долю турпотока в Европу. Это финансовый ресурс «Аэрофлота» и цена, которую компания в состоянии предложить пассажирам.
В прошлом году «Победа» открыла продажи на своём дебютном зарубежном маршруте Москва – Братислава и за первые же 16 часов реализовала 5 тыс. билетов. На клиентов подействовала реклама, в которой лоукостер предлагал перевозку в столицу Словакии и обратно за 999 руб. Пользуются спросом и рейсы в Бергамо, откуда туристы могут добраться до Милана.
Если тарифы в Чехию и Германию будут действительно низкими, то все рассуждения о «дорогом туристе» Карловых Вар отойдут на второй план. На билеты в этот город найдутся покупатели хотя бы потому, что он находится в Чехии. А это – одна из самых доступных по уровню цен европейских стран, откуда при желании можно быстро добраться в любую точку Европы.
Ирина Федина признаёт, что приход лоукостера на направление может удешевить перевозку. Какие-то туристы, прежде пользовавшиеся услугами турфирм, уйдут в самостоятельное плавание. Однако это сможет привлечь и новых клиентов. Летать в Европу со всеми удобствами при курсе евро по 45–50 рублей – это одна реальность, при 85–90 – уже другая, можно сказать, параллельная.
То же самое и Мемминген. Если цена окажется адекватной (а для этого есть предпосылки, так как местный аэропорт предлагает хорошие тарифы перевозчикам), желающие слетать туда наверняка найдутся.
В гордом одиночестве или под руку с операторами?
Вопрос о планах сотрудничества «Победы» с туроператорами до сих пор остаётся открытым. С одной стороны, после разорения «Трансаэро» перевозчик явно пытается «подхватить» потоки самостоятельных туристов, которым сейчас особенно важны именно низкие цены на прямую перевозку в города Европы.
«Цель «Победы» – это установление сообщения с ключевыми популярными курортами для того, чтобы привлечь как можно больше потенциальных пассажиров. Есть понимание, что спрос на эти линии сейчас отчасти лимитирован отсутствием доступного предложения по стоимости перевозки. И если авиакомпания эту ситуацию изменит, то сможет претендовать на довольно-таки стабильную загрузку», – говорит Олег Пантелеев, главный редактор «Авиапорта».
С другой стороны – загрузка ежедневных рейсов в Европу на новых направлениях в одиночку становится непростой задачей даже для «Победы». Достаточно вспомнить неудачи с Шамбери и Зальцбургом.
Поэтому логично предположить, что во избежание повторения подобных неудач компания постарается объявить об открытии продаж как можно раньше и проведёт переговоры с потенциальными партнёрами из числа туроператоров. Как отметили эксперты, предложений от авиаперевозчика по сотрудничеству в этом году пока не было. «В прошлом году вместе с «Победой» мы осуществляли перевозку в формате динамического пакетирования во время новогодних праздников. Однако после окончания срока соглашения новых предложений от компании не поступало», – рассказал Леонид Пустов, «Инна-Тур».
Впрочем, у «Победы» есть достаточно времени, чтобы прояснить свою позицию по поводу сотрудничества с турфирмами. Как правило, Росавиация рассматривает заявки перевозчиков на новые направления в течение полугода. Но для «Победы», как показывает практика, действуют другие условия. Как утверждают наблюдатели, предыдущие заявки этой компании рассматривали за два месяца.