Подоплека и последствия смещения Татьяны Анодиной с должности председателя Межгосударственного авиационного комитета
В сфере гражданской авиации произошло событие, напоминающее дворцовый переворот. По результатам состоявшегося в Минтрансе заседания с 18 января председателем Межгосударственного авиационного комитета (МАК) вместо Татьяны Анодиной, руководившей им 30 лет, стал бывший замглавы Росавиации Олег Сторчевой. В МАК оспаривают назначение, заявляя о нарушении процедуры.
Так как МАК имеет прямое отношение к обеспечению безопасности полетов на постсоветском пространстве, событие широко обсуждается в отрасли. Редакция обобщила доступную информацию и узнала мнения экспертов о подоплеке и последствиях смены власти.
Почему МАК против
Наши собеседники подчеркивают, что МАК – это надгосударственная структура, поэтому для смены председателя, которая ни разу ранее не проводилась, стране-инициатору необходимо соблюсти процедуру. По версии МАК, которую приводит РБК, принятые в помещении Минтранса решения о смене руководителя, а также изменения в документах, регулирующих финансовую деятельность Комитета, не могут считаться правомерными, так как МАК не участвовал в подготовке этого мероприятия.
Кроме того, как пишет «Коммерсантъ», кадровое решение удивительным образом совпало с госпитализацией Татьяны Анодиной, а по трудовому кодексу увольнять сотрудника в период нетрудоспособности нельзя.
Что такое МАК и чем известна Татьяна Анодина
Чтобы понять причины столь странной ситуации, необходим экскурс в историю. Межгосударственный авиационный комитет создан в 1991 году для расследования авиационных происшествий, а также в целях сертификации воздушных судов. Он учрежден межправительственным соглашением 10 стран – членов СНГ.
Татьяна Анодина, возглавлявшая МАК все это время – авторитетная персона в сфере гражданской авиации. Родилась в семье военного летчика, всю жизнь работала на конструкторских и управленческих должностях. А еще она – фигурант рейтинга самых влиятельных женщин в России. Ей приписывают дружбу со спикером Совфеда Валентиной Матвиенко и другими сильными мира сего. «Без разрешения Татьяны Анодиной в России не полетит ни один самолет», – писали ранее некоторые издания в публикациях по случаю дня рождения, ставили в ранг министра и называли «железной леди» российской авиации.
Кроме того, Татьяна Анодина – мать основного владельца «Трансаэро» Александра Плешакова. До своего краха в 2015 году «Трансаэро» была второй по величине авиакомпанией страны, главным туристическим перевозчиком. Близость к «Трансаэро» создавала почву для обвинений в лоббировании его интересов. По словам одного из наших собеседников, будучи волевым и влиятельным человеком Татьяна Анодина фактически вела независимую от государства политику. Поэтому отношения с Минтрансом и Росавиацией всегда были натянутыми.
В 2015 году, уже после остановки полетов «Трансаэро», конфликт перешел в острую фазу: в Казани разбился 23-летний Boeing 737 а/к «Татарстан». МАК объявил о конструктивных недостатках и приостановил сертификат на этот тип, в то время как Росавиация их не обнаружила. Тогда Минтранс лишил МАК части функций, забрав сертификацию самолетов и перераспределив ее между Росавиацией и другими структурами, но на практике некоторые функции сертификации дублировались в Росавиации и МАК.
Кроме того, в Госдуму тогда внесли законопроект о запрете использования самолетов старше 20 лет. Но он не был принят. Победила точка зрения экспертов авиации, поддержанная МАК: возраст воздушного судна никак не может быть связан с его надежностью.
Почему переворот в МАК случился только сейчас
Смена власти в МАК – логичное продолжение многолетнего конфликта. Может показаться странным, что это произошло только сейчас. Полеты «Трансаэро» прекратились в 2015 году, но Татьяна Анодина все это время оставалась у руля МАК. У одного из наблюдателей есть объяснение: за этот период скандал вокруг многомиллиардных долгов «Трансаэро» сошел на нет, дело фактически развалилось. Временного управляющего, которому вменяли в вину расхищение 1 млрд руб., в 2021 году освободили за истечением срока давности, год спустя завершилось банкротство дочернего предприятия «Трансаэро», задолжавшего кредиторам 8,5 млрд руб., а основатели компании, с которых ВТБ требовал 250 млрд, как писал Forbes еще в 2015 году, уехали на ПМЖ за границу. Тогда же скончался экс-премьер Евгений Примаков, которого считали одним из покровителей авиакомпании.
Что теперь
Эксперты, опрошенные TourDom.ru, считают, что сместив Татьяну Анодину, Минтранс хочет окончательно закрепить за собой контроль над сертификацией воздушных судов и обеспечением безопасности. МАК имеет международные соглашения о взаимном признании сертификатов. «Поэтому сертификаты на самолеты, выданные авиарегистром комитета, могут быть валидированы в ряде стран без сложных дополнительных процедур», – предположил один из наших собеседников.
Интерес Минтранса к МАК объясняется еще и тем, что за 30 лет структура накопила ценный опыт расследования авиационных происшествий В этой области организация располагает квалифицированным персоналом и лабораторной базой.
Что касается нового руководителя, его характеризуют так: экс-замглавы Росавиации Олег Сторчевой – «человек с полей», бывший летчик, 10 лет отлетал в том числе и в «Трансаэро». Ему должны быть близки насущные проблемы гражданской авиации. Один из экспертов, правда, считает, что фигура нового руководителя МАК теперь уже не так важна. Главное, что ставленник Минтранса «не будет вести свою игру, а станет действовать в корпоративных интересах правительственных структур, которые отвечают за авиацию.