Эксперты обсуждают перспективы крупнейшего чартерного перевозчика, над которым висит дамоклов меч
Рынок напряженно наблюдает за развитием ситуации вокруг Azur Air. 28 февраля негативный информационный фон усугубило известие о том, что Росавиация отказала перевозчику в допусках по многим летним направлениям. В чем истинные причины «гонений» на Azur Air, а главное, каковы их возможные последствия для ANEX Tour и для всей отрасли?
Конкурентный заговор?
После коллапса с «ВИМ-Авиа» все чартерные перевозчики находятся под пристальным вниманием властей, подвергаются тотальным проверкам, работают в соответствии с новыми жесткими регламентами Росавиации. Регулятор даже выпустил список авиакомпаний, которые по экономическим показателям находятся в зоне риска, и там фигурировали практически все предприятия, выполняющие туристические перевозки. Но почему именно для Azur Air всё это обернулось проблемами, которые теперь грозят самыми негативными последствиями?
Некоторые наблюдатели склонны усматривать здесь конкурентный заговор. Кому на рынке мешает альянс Azur Air & ANEX Tour? Да едва ли не всем туроператорам-тяжеловесам, говорят сторонники данной версии. Именно ANEX на протяжении нескольких лет задает тон в ценовой конкуренции, и остальные крупные игроки в кулуарах не скрывают раздражения: «У него самые низкие тарифы и самая высокая комиссия, он возит в Канкун и Доминикану людей, которые по своему бюджету должны были бы отдыхать в Анапе или Ялте!»
Обсуждая тему Azur Air на профессиональных форумах и в соцсетях, сторонники «теории заговора» идут еще дальше, указывая, что среди всех конкурентов ANEX Tour есть один, с которым недавно возникло резкое обострение отношений. Речь идет о ситуации на мексиканском направлении, когда у ANEX оказались под угрозой срыва туры 355 клиентов в Канкун, запланированные на 27 января. Как заявляли в руководстве туроператора, он заключил договор с «Библио-Глобусом» о предоставлении перевозки на рейсах «России» в один конец, обратно же клиенты должны были лететь бортами Azur Air. Однако «Библио-Глобус» и «Россия» отказали в выписке билетов, ссылаясь на запрет кроссинга авиарейсов со стороны мексиканских властей. В то время как ANEX Tour заявлял, что у него имеется разрешение от департамента гражданской авиации Мексики на использование перевозки разных авиакомпаний в рамках пакета одного туроператора.
Со своей стороны, авиакомпания «Россия» отрицала наличие договорных отношений с ANEX Tour и апеллировала к воздушному законодательству Мексики, которое не позволяет ввозить туристов одной авиакомпанией, а вывозить другой.
Эта коллизия стала достоянием гласности, оказалась в центре внимания авиационных властей. И буквально через несколько дней – 2 февраля Росавиация заявила об ограничении срока действия свидетельства эксплуатанта Azur Air до 19 марта по причине нарушений, выявленных в ходе проверки деятельности авиакомпании 29 декабря. «Это обратка от «Библио-Глобуса», – утверждают самые радикальные сторонники этой версии, тем самым наделяя «Библио» административным ресурсом, способным убирать с дороги авиакомпании. Возможно ли такое? Неудивительно, что у данной версии есть и противники.
«Показательная порка»? Или…
Есть и другое объяснение, согласно которому Azur Air стал объектом «показательной порки» со стороны Росавиации. Чиновники, подвергшиеся резкой критике за то, что не предотвратили скандал с «ВИМ-Авиа», должны продемонстрировать высокую активность по наведению порядка в чартерной сфере. Вот они и проявляют рвение: закручивают гайки всем перевозчикам, задействованным в туризме, а к одному из них применяют наиболее жесткие меры.
У сторонников теории «показательной порки» имеется следующий аргумент в ее пользу. Azur Air еще 14 февраля направил в Росавиацию отчет об устранении нарушений. 26 февраля министр транспорта Максим Соколов подтвердил, что пакет документов получен. Однако решение по нему до сих пор не принято – авиационные власти держат в подвешенном состоянии и самого перевозчика, и аффилированного с ним туроператора, и весь туристический рынок. «Процесс затягивается неслучайно – чартерным авиакомпаниям демонстрируют, что против административного лома нет приема», – убеждены приверженцы данной версии. По их мнению, объектом для демонстрации рвения выбран именно Azur Air по причине того, что он привлек к себе внимание как фигурант из ряда вон выходящего инцидента на воздушном транспорте.
Помните вынужденную посадку в США самолета, летевшего на Кубу? В общем контексте российско-американских отношений это был крайне неприятный эпизод, который пришлось урегулировать на дипломатическом уровне при участии МИДа. Кстати, об этом инциденте СМИ стало известно из сообщения в Твиттере генконсульства России в Нью-Йорке.
На место срочно выехали дипломаты Генерального консульства России в Нью-Йорке для оказания россиянам необходимого содействия.
— Consulate General of Russia in New York (@rcgnewyork) 31 января 2018 г.
«Жесть» не приветствуется?
Версии – версиями, а главный для отрасли вопрос заключается в том, что будет с Azur Air после дня Х – 19 марта.
Казалось бы, информация о том, что 28 февраля Росавиация отказала перевозчику в допусках по многим летним туристическим направлениям, – предвестник самого негативного сценария развития дальнейших событий. Но эксперты, знакомые с процедурными вопросами авиационных властей, обращают внимание: комиссия по допускам заседает регулярно, так что данное решение вполне может быть пересмотрено до начала весенне-летней навигации. Дать авиакомпании разрешение на полеты, пока действует ограничение по свидетельству эксплуатанта, не представляется возможным.
Так что ситуация находится в развитии. И даже наиболее скептически настроенные эксперты сходятся во мнении: жесткая остановка бизнеса авиакомпании, вывод из эксплуатации ее 20 самолетов (общая вместимость порядка 5 000 пассажиров) – радикальная мера, и явных причин для неё недостаточно.
Поэтому наблюдатели полагают, что чиновники Росавиации примут некое компромиссное решение по Azur Air, постаравшись, однако, избежать особой ответственности для себя лично. Например, свидетельство эксплуатанта могут продлить – установив новый срок действия на каких-либо условиях. Другой вариант: авиакомпании дадут вывести часть парка под флаг другого перевозчика – допустим, UTair, чьей дочкой в свое время являлась «Катэкавиа», впоследствии получившая бренд Azur Air.
В любом случае, очевидно, что туроператору ANEX Tour, чей бизнес во многом был завязан на работу подконтрольной авиакомпании, придется планировать летнюю программу с учетом вновь возникших рисков: искать новых партнеров, договариваться о расширении сотрудничества со старыми. Не исключено, что в результате этих пертурбаций на туристическом рынке усилится дефицит провозных емкостей, который остро чувствуется еще с тех пор, как прекратила полеты авиакомпания «ВИМ-Авиа». То есть снова встает на повестку дня вопрос: на чем и почем будем летать в сезоне лето-2018?
Впрочем, это уже тема для отдельной публикации.