К чему приведет ужесточение контроля перевозки ручной клади авиакомпанией?
В соцсетях разгорелись страсти из-за новой инициативы «Аэрофлота»: авиакомпания начала проверять соответствие ручной клади Федеральным авиационным правилам, измененным 5 октября 2017 года. С 15 февраля этого года багаж, который пассажиры хотят взять на борт авиакомпании, измеряется калибратором и не должен превышать объемы 55 см в длину на 40 см в ширину на 20 см в высоту. Поклонникам перелета на не самом дешевом нацперевозчике этот «сюрприз» показался дискриминационным – многие пассажиры шлют «Аэрофлоту» лучи ненависти. Кто прав?
Помериться сантиметрами
«Дорогой #Аэрофлот! Что за жесть вы устроили в Шереметьево?.. Какая умная душа додумалась сделать ячейку шириной 20 см?! Двадцать! Вы правда не знаете, что большинство производителей сумок и чемоданов ручной клади ограничивают толщину 23-24 см??.» – написал гневный пост в соцсетях фотограф Виктор Бойко.
Со своей техникой, упакованной в кейс габаритами 50x30x24, молодой человек пытался 23 февраля улететь в Лондон, как делал это ранее, 11 лет подряд разными авиакомпаниями. Но на стойке регистрации до него «докопались». Фотографу удалось решить проблему, он проскользнул на борт. Но возмущению, как видно из поста, всё равно нет предела.
Также бурно реагируют на нововведения и музыканты – их инструменты теперь не считаются ручной кладью и, если они не входят в калибратор, должны отправляться в багаж. На действия «Аэрофлота» творчески ответил бас-гитарист группы «Крематорий» Николай Коршунов. Он составил свод новых правил посещения сотрудниками авиакомпании рок-концертов, где ограничил их допустимый рост и вес. «Обращаем Ваше внимание, что данные #правила не являются дискриминационными и не имеют целью унизить Ваше достоинство или навязать Вам какие бы то ни было платные услуги», – пошутил музыкант.
Но если с громоздкой техникой или инструментами пассажиры еще как-то могли понять поведение сотрудников «Аэрофлота», то при нарушении нормы на 2–3 см – нет. А людей из-за этого действительно разворачивали безапелляционно, угрожая отказать в посадке. После такого у многих звучал только один вывод – это «обдираловка», ведь если негабаритные вещи потом не входили в багаж, за отдельное место приходилось доплачивать 2,5 тыс. руб. Из-за церберских условий некоторые даже сравнили «Аэрофлот» с лоукостером «Победа», у которого наиболее жесткие требования перевозки багажа на российском рынке, и пообещали отказаться от услуг перевозчика.
Почему им можно и почему сейчас?
Реакция «Аэрофлота» на волну негатива не заставила себя долго ждать, однако она была не такой, как все ожидали. Авиакомпания сообщила, что действует в соответствии с законом и не намерена ничего менять. Более того, ужесточение контроля связывается с просьбами об этом самих пассажиров. «Хотим отдельно подчеркнуть, что специальная система контроля провоза ручной клади была введена в связи с участившимися жалобами пассажиров на нехватку места для ее размещения в салоне воздушного судна», – отмечает перевозчик.
Авиационные эксперты, с которыми связался корреспондент HotLine.travel, понимают позицию «Аэрофлота» и считают, что недовольным пассажирам стоит изливать свой гнев на депутатов, которые принимали закон, ведь исполнять его должны все российские авиакомпании. «Во всех аэропортах можно найти калибраторы, выкрашенные в фирменные цвета авиакомпаний. «Рамки» с логотипом S7 Airlines есть в новосибирском «Толмачево», оборудование Utair несложно найти во Внуково, проверяют выполнение требований по ручной клади на рейсах «Северного ветра» в Шереметьево. Но, как показывает практика, строгий контроль применяется не на всех рейсах. Повышенное внимание вызывают курортные направления, дальневосточные рейсы, Средняя Азия и Закавказье», – сказал Олег Пантелеев, руководитель портала «Авиапорт».
Главный редактор Avia.ru Роман Гусаров, в свою очередь, отметил, что в «Аэрофлоте» остаются одни из самых лояльных условий провоза багажа – 10 кг ручная кладь и 23 кг багаж. «Более 30 кг на человека – этого более чем достаточно. Сравните с правилами Etihad – там на борт можно взять только 7 кг», – сказал эксперт. По мнению специалиста, в скором времени пассажиры смирятся с новыми правилами и успокоятся. «Несложно же подобрать сумку нужного размера и избавиться от лишних 2-3 см, если вопрос только в этом», – подчеркнул он.
Между тем остается вопрос – почему «Аэрофлот» принял решение только сейчас контролировать провоз ручной клади, ведь закон был принят еще в октябре прошлого года. Некоторые пассажиры в соцсетях предположили, что это может быть связано с существенным увеличением заработной платы пилотам, которую авиакомпания анонсировала в этом году. По их мнению, перевозчик придирается, чтобы увеличить доходы и компенсировать собственные издержки. Однако Роман Гусаров считает, что это вынужденная мера. «Авиакомпании привели свои правила в соответствие с законом своевременно, но, к сожалению, в нашей стране без должного контроля ни одно правило не работает», – сказал специалист.
К концу дня 26 февраля стало известно, что «Аэрофлот» все-таки смягчил требования провоза ручной клади. В правилах на сайте авиакомпании теперь значатся габариты 50x30x25.