Почему активизировались консолидаторы турагентств и чем они хотят завоевать доверие своих участников?
На фоне полной юридической неопределённости и неуверенности в завтрашнем дне, которая царит сейчас в рознице из-за предстоящей законодательной реформы, заметно активизировались агентские сети, центры бронирования, единые расчётные центры. Все они стараются пополнить свои ряды, обещая независимым агентствам помочь пережить переход к новой системе взаимоотношений с туроператорами.
Что это – просто лозунги? Или они действительно готовы предложить эффективные решения головоломки, придуманной законодателем? Такие вопросы корреспондент HotLine.travel адресовал руководителям и юристам нескольких сетевых структур – «Горячие туры» и ТБГ, МГП, Online Tours, Слетать.ру, «Клео Тур».
Лови волну
Действительно, в меняющемся юридическом контексте сетевые структуры увидели для себя дополнительные перспективы и спешат воспользоваться моментом. Возникают на этой почве даже новые проекты. Один из примеров – центр бронирования TOURBO, сходу предложивший нереально высокие агентские комиссии от крупных туроператоров. По этому поводу чуть не возник скандал - поставщики начали открещивался от сотрудничества с новым ЦБ. Но когда выяснилось, что TOURBO – проект Online Tours и повышенное вознаграждение обеспечивается за счёт материнской компании, ситуация нормализовалась.
Если же говорить о действующих участниках сетевого бизнеса, то все так или иначе пытаются довести до независимой розницы простую мысль: либо вы платите каждому туроператору после 1 января 2017 года депозиты на сотни тысяч рублей, чтобы получить доверенность для работы «от имени и по поручению», либо присоединяйтесь к нам. При этом каждый сетевик уверен, что решение будет найдено и работать через крупную структуру будет реально выгодней. Но вот какой станет схема взаимоотношений «поставщик – сеть / ЦБ – агентство – клиент», никто не знает. Есть только предположения. В основном они крутятся вокруг трёх версий.
Версия 1. Консолидатор получает от поставщиков доверенности с правом передоверия субагентам.
Версия 2. Консолидатор имеет формальный статус туроператора (реестровый номер, участие во всех фондах, фингарантии). Тогда уже сам он выдаёт своим агентствам доверенности на работу от его имени и по поручению. То есть консолидатор приобретает у производителя турпродукт на основании какой-то вариации договора купли-продажи и реализует его конечному потребителю через своих агентов, являясь в данной сделке туроператором.
Версия 3. Сложная схема, при которой консолидатор выступает как агент туроператора на основании выданной им доверенности. А сам турагент, участвующий в сети консолидатора, – уже не турагент, но заказчик турпродукта, действующий в интересах конечного потребителя, по его поручению. И этому «агенту – не агенту» доверенность, согласно данной версии, не требуется. Её сторонники говорят, что примерно на таких же основаниях корпоративный клиент – т. е. любое юрлицо из какой угодно сферы бизнеса – может забронировать тур или туры для своих, допустим, партнёров или клиентов (а как он с ними оформит отношения – уже другой вопрос). Не надо же для этого корпоратору получать доверенность от производителя туруслуг и значиться в федеральном реестре турагентств.
Каждый из этих вариантов имеет уязвимые места, отмечают наблюдатели.
В частности, версия № 1 (генеральная доверенность с правом передоверия) встретит сопротивление туроператоров. Доверенность должна включать полный список всех юрлиц, которым консолидатор вправе делегировать полномочия по реализации туров «от имени и по поручению». И каким же депозитом он (консолидатор) может прогарантировать добропорядочность и финансовую устойчивость всей своей массы субагентов? Каждый из них – отдельное предприятие со своей бухгалтерией, своими проблемами и «скелетами в шкафах». Вариант, очевидно, подходит только для собственных офисов сети.
Вариант второй может оказаться неработающим в том случае, когда клиент приходит за продуктом от конкретного поставщика. И ему будет сложно объяснить, почему в документах значится совсем другой производитель туруслуг.
Кроме того, вопрос: если консолидатор будет сам выдавать агентам доверенности, тогда все юридические и финансовые риски, ответственность перед потребителем понесёт он сам. Решатся ли управляющие компании сетей и ЦБ на такие условия?
Что же касается третьего варианта, когда «турагент – не турагент»… Первым в разговоре с корреспондентом HL его обозначил Максим Пузанков («Клео Тур»). Примечательно, что и юристы и общественники согласились с резонностью его логики. Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ, не исключил применения такой схемы, но обратил внимание на то, что надо будет как-то объяснять её представителям контролирующих органов.
В самом деле, представим: являются сотрудники Роспотребнадзора: «Чем занимаетесь? Туры продаёте? Где доверенность от туроператора?..» И надо будет объяснять: «Как вы могли подумать, мы не продаем туры, мы… э… Ну, например, мы информационно-консультативный центр».
Какой будет реакция? Предвидеть сложно. Тут всё зависит от того, сколь высока и чем обусловлена мотивация контролирующих органов довести дело до санкций.
«Игра слов, юридических терминов – всё это условно, – говорит юрист МГП Инна Руденская. – Главное в том, как сложится правоприменительная практика. Таким образом, надо понимать, что юридические риски владельцев розничных турфирм становятся непредсказуемыми».
Когда рассеется туман
В этой ситуации вполне объяснимо стремление независимых агентств прибиться к крупным сетевым образованиям, как и желание последних укрепить свои ряды новыми членами.
Если агентские объединения найдут приемлемые формулы для своих участников, вполне возможно, розничный рынок получит шанс упорядочиться и сгруппироваться вокруг крупных консолидаторов. Правда, что останется от рынка – непонятно. Туристический ритейл всегда привлекал мелкий бизнес доступностью вхождения. Каждая новая преграда сокращает число желающих играть в эту игру, что впрочем, тоже неплохо для профессиональных агентств. Но вот только их самих, добропорядочных опытных дистрибьюторов, вряд ли в среднесрочной перспективе ждут простые времена – укрупнение клиринговых туристических структур, не защищенных ни фондами персональной ответственности, ни фингарантиями, ни госучастием, чревато банкротствами. Впрочем, это отдельная тема, и о ней стоит задуматься после того, как рассеется туман неопределённости и станет окончательно ясно – как туристической рознице устроить свою жизнь после 1 января.