Законодатели предлагают вернуться к идее саморегулирования в отрасли
Скандал вокруг туроператора Ted Travel, сошедшего с дистанции, не дотянув до финиша летнего сезона, стал поводом для новых инициатив по регулированию туррынка. Так, на днях в интервью «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по международным делам Виталий Милонов высказался за создание СРО, которые «следили бы за чистотой отрасли и не допускали на рынок сомнительные компании». Получается, турбизнесу вновь пытаются навязать обязательное саморегулирование?
На те же грабли?
Напомним, тема СРО в туризме была поводом для жарких дискуссий несколько лет назад. Еще на этапе обсуждения законодательной реформы в туризме, когда после краха «Ланта-тур вояж» выбирался механизм выплат путешественникам, активным сторонником модели саморегулирования в сфере туроператорского бизнеса выступал АТОР. Первый вице-президент этой ассоциации Владимир Конторович в интервью для HotLine.travel от апреля 2012 года выступал с резкой критикой создания единого компенсационного фонда и предрекал, что к идее саморегулирования еще предстоит вернуться.
Позднее, в 2014–2015 годах, о СРО вспомнили вновь, когда зашла речь о регулировании уже турагентского рынка. Лоббистом этой идеи выступал Альянс туристических агентств. После долгого обсуждения и благодаря общественному резонансу, созданному общественниками – Союзом туристических агентств и Российским союзом туриндустрии, к 22 декабря 2015 года положения о СРО были исключены из поправок к Закону о туризме. Аргументы в пользу того, что участие в СРО окажется непосильной финансовой ношей для участников туррынка, победили.
СРО и контра
Крах Ted Travel дал законотворцам повод снова заговорить о саморегулировании. Однако эксперты сомневаются, что инициатива будет иметь реальное воплощение. Возможно, что депутат Милонов просто в очередной раз высказался на злободневную тему. Кроме того, пример тех отраслей, где СРО уже стали обязательными, показывает, что туризм пока не готов к внедрению такого формата регулирования.
Например, с 1 июля этого года вступил в силу закон, вводящий саморегулирование на страховом рынке. По словам исполнительного директора ERV Юлии Алчеевой, опыт первых двух месяцев действия этой нормы оказался положительным. Однако эксперт указывает на кардинальные различия условий, в которых работают страховая и туристическая отрасли. В России на сегодня всего 263 страховые компании, в то время как в Едином федеральном реестре по состоянию на 30 августа числится 4 566 туроператоров. Саморегулирование для такого огромного количества организаций весьма проблематично, – отмечает она.
Кроме того, в страховой сфере один из самых строгих регуляторов – Центробанк, который требует от СК ежедневной отчетности. В туристической же отрасли главный орган – Ростуризм, который не наделен достаточными полномочиями для реального влияния на рынок. «Вспомним хотя бы недавнюю историю с приостановкой деятельности туроператора «Аэлита Трэвел». Компания объявила об этом 17 июля, а из федреестра была исключена еще 23 мая, т. е. почти два месяца работала, не имея но то законных оснований. Но Ростуризм даже не может применить каких-либо карательных мер в подобных случаях», – приводит пример г-жа Алчеева.
Нужны ли СРО туризму?
Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин обращает внимание на то, что элементы саморегулирования уже и так активно используются в «Турпомощи»: «Ведь всё решается за счет самих туроператоров с привлечением при необходимости партнеров – авиакомпаний. При этом на компенсации не тратится ни копейки государственных средств».
Эксперт согласен, что механизм разрешения конфликтов между туристами и туроператорами в случае краха последних нуждается в дальнейшем совершенствовании. Однако полагает, что ныне действующий вариант, воплощенный через ассоциацию «Турпомощь», принципиально верен, так как сочетает и персональную, и коллективную ответственность туроператоров через соответствующие фонды. А вот СРО предполагает только коллективную ответственность: все ее участники покрывают своими финансами грехи одного.
Вместе с тем президент «Натали Турс» Владимир Воробьёв полагает, что в перспективе саморегулирование, в том числе и закрепленное законодательно, было бы полезно для совместной выработки и контроля соблюдения участниками единых стандартов – сервиса, безопасности и т. д. Но отнюдь не как дополнительный способ ответственности туроператоров перед туристами в случаях банкротств.
А как полагаете вы? Вы за СРО в туризме или против? Поучаствуйте в нашем опросе.