Депутаты, Минэк и туроператоры разошлись в понимании целей законопроекта
В комитете по туризму Госдумы на этой неделе обсудили с представителями турбизнеса законопроект, определяющий ключевое понятие «турпродукт». «Туристическое сообщество подключилось к обсуждению предлагаемой новеллы, поддержав концепцию законопроекта в целом», – написал председатель комитета Сангаджи Тарбаев. Между тем, опросив участников совещания, корреспондент «ТурДома» убедился, что турбизнес относится к идее как минимум неоднозначно.
Сангаджи Тарбаев отметил, что основу турпродукта должны составить «размещение, перевозка и дополнительная услуга». При этом перечень этих услуг «будет прописан в тексте будущего закона в зависимости от сферы деятельности – выездной, внутренний или въездной туризм». Именно это разделение вызывает большие сомнения у специалистов, кроме того, они опасаются, что новая формулировка никак не поможет турбизнесу получить желаемое освобождение от НДС и обернется дополнительными затратами. А возможно, и уходом части игроков в «серую» зону.
Как рассказал один из участников мероприятия, инициаторы законопроекта ссылались на письма ряда региональных туркомпаний, которые поддержали его, так как путем корректировки понятия «турпродукт» рассчитывают получить доступ к льготе по освобождению от НДС. Сейчас на нее могут претендовать только туроператоры внутреннего туризма, формирующие туры по России с включенной перевозкой. Таких компаний крайне мало – туристы в основном добираются к месту отдыха самостоятельно. Считалось, что если исключить из понятия турпродукта «перевозку» и оставить только «размещение» в комбинации с любой другой туристической услугой, то масса компаний сможет освободиться от НДС и тем самым сделать внутренний туризм доступнее.
Однако на совещании замминистра экономического развития Дмитрий Вахруков ясно дал понять: у законопроекта нет задачи освободить бизнес от НДС, цель другая – обелить туристический рынок. Показательно, что не упоминает НДС в своем посте и Сангаджи Тарбаев: «Закрепление набора услуг, составляющих турпродукт, приведет к выведению части рынка из “серой” зоны в официальную плоскость».
Директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко прокомментировал у себя в блоге: «Под лозунгами борьбы с “тенью” скрывается реформа, которая ударит по честным игрокам рынка. Сценарий классический: бизнес ждет снижения нагрузки, декларируется “обеление” рынка, а лоббисты пытаются прописать приемлемые для себя формулировки». Как пример можно привести турагентов. Сейчас многие из них продают не только туры, но и отдельные услуги. Если закон примут, то такие компании автоматически превратятся в туроператоров – им придется оформлять фингарантии, подключаться к ГИС «Электронная путевка» и нести связанные с этим затраты на обработку и передачу данных. Такие же последствия грозят для гостиниц и санаториев, предлагающих постояльцам трансферы или экскурсии. Разумеется, далеко не все предприниматели согласятся. Те, кто предпочитает работать в «серой» зоне, продолжат это делать, там же окажутся и компании, которые просто не потянут сопутствующие траты.
Замгендиректора Anex Яна Муромова считает, что в существующим виде законопроект принимать нельзя: последствия правки ключевого понятия могут быть серьезными, так как «их никто не просчитал в цифрах». По ее мнению, введение раздельных формулировок турпродукта для выездного и внутреннего туризма приведет к проблемам с интерпретацией термина в целом.
Еще один представитель другого туроператора сказал, что больших последствий для своей компании не видит, так как в ассортименте преобладают выездные туры, а для них ничего пока не меняется. Тем не менее доля внутреннего турпродукта у крупных игроков может достигать 50%. Поэтому законопроект они не поддерживают и предлагают депутатам сосредоточиться на уточнении понятия «перевозка». Такой же точки зрения придерживается и Анна Подгорная, директор Pegas Touristic, также участвовавшая в совещании.
Ранее мы писали, что две отраслевые общественные организации представили отрицательные заключения на проект реформ. Но, по информации источников TourDom.ru, есть вероятность, что, несмотря на критику, депутаты Госдумы примут законопроект в первом чтении еще до ухода на летние каникулы, то есть до двадцатых чисел июля. По устоявшейся практике правки вносят обычно во втором чтении, поэтому у представителей турбизнеса еще есть шанс повлиять на мнение депутатов.
По словам наших собеседников, остается только предполагать, какие цели на самом деле преследует этот законопроект и кто является конечным бенефициаром. Высказывается версия, что подталкивая как можно больше участников рынка к подключению к «Электронной путевке», регулятор решает задачу создания максимально широкой базы для сбора платежей в новый окологосударственный фонд, средства из которого можно было бы направить на развитие туристических проектов внутри России. Напомним, что такую идею высказывал в прошлом году президент РСТ и руководитель туроператора «Алеан» Илья Уманский. Правда, тогда речь шла о сборах только с выездного туризма, причем замминистра Дмитрий Вахруков называл предложение «сырым». В июле уже этого года глава думского комитета по туризму Сангаджи Тарбаев сказал, что законотворческая работа по такой теме не ведется, но саму идею оценил как логичную.