logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
11:48, 04 апреля 2017

Кто из туроператоров платежеспособен?

Минкульт требует к ответу

К 15 апреля все туроператоры должны сдать в Ростуризм отчётность за 2016 год, и незадолго до этой даты Минкульт преподнёс им сюрприз. Издал приказ, согласно которому производители туруслуг обязаны помимо прочих сведений представить свои показатели финансовой устойчивости. Этот документ трактуется в отрасли разноречиво. Давайте рассмотрим практическую сторону дела: чем обернётся для рынка нормативный акт Минкульта в ближайшей и среднесрочной перспективе.

700.jpg

Какая маржа?

Скажем прямо: приказ Минкульта сильно сбил всех с толку. Потому что в нём фигурирует новый для нашей отрасли термин, взятый из практики страхового бизнеса, – «маржа платежеспособности».

Многие думают, что маржа платежеспособности – это разница между конечной ценой продукта и его себестоимостью. На самом деле (!) это соотношение собственных средств компании и принятых ею на себя обязательств. Под собственными средствами в данном случае понимаются уставный капитал туроператора, добавочный и резервный капиталы (если таковые имеются, что вряд ли), нераспределённая прибыль за отчётный период и другие периоды. А принятые туроператором обязательства – это его общегодовая цена турпродукта.

Минкульт установил нормативный показатель маржи платежеспособности для производителя туруслуг: 7 %.

Таким образом, если гипотетическая компания за 2016 год продала турпакетов на 100 млн руб. и её собственные средства (те самые капиталы и прибыли) при этом составляют 7 млн руб., то она соответствует нормативу министерства.

Только не спрашивайте, откуда взялась именно такая цифра – 7 %. Ответа нет. Можно высказать версию, что авторы приказа ориентировались на размер туроператорских фондов персональной ответственности, формируемых при «Турпомощи». Как известно, в этих фондах у производителей туруслуг, работающих на выездном рынке, со временем должна накопиться сумма, равная 7 % от среднегодовой цены турпродукта.

Кстати, по мнению экспертов, взносы в оные фонды следует относить к тем самым «собственным средствам» для исчисления маржи платежеспособности. «Мы постарались донести это предложение до Министерства культуры», – говорит Анна Подгорная, гендиректор туроператора «Пегас».

Норматив не из этой жизни

Теперь вопрос: смогут ли туроператоры в своей отчётности за 2016 год показать фактическую маржу платежеспособности на уровне норматива? Большинство не сможет, полагают практики рынка и юристы. Каковы будут последствия? Ростуризм не примет такой отчётности?

«Примем с теми показателями, какие есть», – говорит Изо Арахамия, начальник правового управления Ростуризма.

Георгий Мохов, учредитель юридического агентства «Персона Грата», отмечает, что правовые последствия несоответствия фактической и нормативной маржи платежеспособности нигде не прописаны. «Полагаю, что сейчас этот критерий можно считать статистическим, введённым для оценки рынка, – комментирует эксперт. – Но со временем норматив Минкульта могут сделать для туроператоров обязательным, и его несоблюдение станет основанием для исключения из Федерального реестра». Такого же мнения придерживается президент «Натали Турс» Владимир Воробьёв.

Для этого потребуется внести изменения в отраслевой закон, в гражданский и другие акты, добавляет Анна Подгорная. Так что процесс будет небыстрым.

Центробанк приглашает…

Сейчас новые требования к отчётности туроператора вызывают у многих непонимание и негатив. «Нормативные акты далеки от реальности, их авторы живут в своем мире, – говорит адвокат Сергей Топурия. – Всё это может плохо закончиться. По моим прогнозам, к концу этого года у нас будет «самодеятельный туризм» – туроператоры уйдут в Интернет».

А вот Анна Подгорная не разделяет пессимизма: «Инициатива Минкульта в перспективе может содействовать стабилизации рынка. Если норматив маржи платежеспособности станет обязательным, то туроператоры должны будут повышать объём собственных средств. При этом очевидно, что наращивать уставный капитал – не есть хорошо, поскольку деньги не работают. А вот увеличивать прибыль за счет изменения ценовой политики – самый корректный и благоприятный для туроператора путь. То есть в итоге возможно оздоровление ценовой конкуренции в туризме». Владимир Воробьёв, в свою очередь, считает, что это поспособствует повышению инвестиционной привлекательности турбизнеса, которая сейчас близка к нулю.

Со своей стороны, хотим обратить внимание на такую деталь. Если в практику туристического бизнеса вводятся критерии оценки игроков, принятые в страховой сфере, это можно считать предвестником внедрения у нас аналогичных подходов к регулированию. Страховщики, как известно, работают под контролем ЦБ, который планомерно сокращает их численность. По мнению экспертов, аналогичные перспективы возможны и в туризме.

По информации: «Юридическое агентство Персона Грата»™
  • Законотворчество
Автор Наталья Меньщикова
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Туристическим гидам на Курилах не нравится аттестация и конкуренты-нелегалы
Туристическим гидам на Курилах не нравится аттестация и конкуренты-нелегалы

Законотворчество

08/10/2025
Турбизнесу посоветовали избегать «налоговых оптимизаторов»
Турбизнесу посоветовали избегать «налоговых оптимизаторов»

Законотворчество

26/09/2025
Чтобы туристы не падали с крыш, гидов поделили на белых и серых
Чтобы туристы не падали с крыш, гидов поделили на белых и серых

Законотворчество

24/09/2025
Страсти по турпродукту: зачем пытаются исправить ключевое для туризма понятие?
Страсти по турпродукту: зачем пытаются исправить ключевое для туризма понятие?

Законотворчество

17/07/2025
Дополнительный сбор с туров за границу может стать реальностью
Дополнительный сбор с туров за границу может стать реальностью

Законотворчество

24/12/2024
Что изменится при выезде из России и будут ли отбирать загранпаспорта?
Что изменится при выезде из России и будут ли отбирать загранпаспорта?

Законотворчество

24/05/2023
Запрет на выезд по новому закону: кого он коснется и какие последствия ждать туризму
Запрет на выезд по новому закону: кого он коснется и какие последствия ждать туризму

Законотворчество

12/04/2023
Туроператор: задолженности перед туристами больше, чем кажутся
Туроператор: задолженности перед туристами больше, чем кажутся

Законотворчество

04/02/2023
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение