logo
    Статьи Рейтинги Опросы Интервью Спецпроекты Журнал
Войти
Авторизация
Забыли пароль? Регистрация
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
0:00, 27 февраля 2015
10699

Хорошее дело СРО не назовут

Что скрывается за словом «саморегулирование» и почему эту систему хотят узаконить в туризме

В момент подготовки этой статьи процесс доработки отраслевого законодательства находится в тупике. Представителям туристического сообщества, задействованным в законотворчестве, не удается договориться между собой и с отраслевыми властями о том, какой именно путь реорганизации выбрать. Проекты, поддерживаемые разными группами лоббистов, противоречат друг другу, а в результате Дума может принять очередной провальный вариант документа, жизнь по которому окажется совсем иной, чем ее представляют реальные участники турбизнеса. Как один из вариантов – в отрасли могут ввести СРО.

Чем обернутся для туристической розницы эти три волшебные буквы? Представители сфер, где уже существуют СРО, говорят, что такая система хуже любого госрегулирования.

Хорошее дело СРО не назовут

СРО вам в «Турпомощь»

Режущая слух аббревиатура СРО (саморегулируемая организация) зазвучала на туристическом рынке еще в 2010 г., когда этой темой увлекались лидеры АТОР. Теперь ассоциация туроператоров от нее отказалась, зато подхватил Андрей Юрьевич Гаврилов, президент АТА (Альянс туристических агентств), советник главы Ростуризма. Вместе с Игорем Николаевичем Руденским , известным пропагандистом СРО (является председателем одного из комитетов Госдумы и членом «Единой России» – прим. ред.), они продвигают идею саморегулирования и в нашей отрасли. Г-н Руденский так оценивает ее перспективы: «Ко второму чтению мы надеемся доработать законопроект и внести законополагающую норму, которая позволит ввести институт саморегулируемых организаций, которые в будущем, я надеюсь, дадут возможность работать туроператорам более ответственно и нести ответственность, самое главное, друг за друга и быть ответственными перед туристами, которые выезжают отдыхать за рубеж» (цитата взята из деловой газеты «Взгляд»).

Со своей стороны г-н Гаврилов в интервью «HL» пояснил, что поскольку фингарантии как инструмент защиты потребителя себя изжили, а другие эффективные механизмы в законопроекте, внесенном в Думу, отсутствуют, то как раз самое время реализовать институт саморегулирования. Тем более что одна СРО в отрасли уже существует и очень хорошо работает, только называется по-другому. Речь идет об ассоциации «Турпомощь». По словам г-на Гаврилова, надо эту систему развить и реализовать в среде турагентств.

Почему общественники так пропагандируют идею СРО? Наверное, по той причине, что данный статус – фактически мандат на контроль над участниками рынка. Саморегулирование задумывалось в первую очередь как замена системы государственного лицензирования. Предполагалось, что представители бизнеса, объединяясь в СРО, будут сами решать, кого допускать на рынок, а также разрабатывать стандарты деятельности и кодексы профессиональной чести, контролировать их исполнение, разбирать жалобы клиентов и карать компании, нарушающие правила СРО или интересы потребителей, вплоть до устранения с рынка. Саморегулируемая организация должна также отвечать перед потребителями в случае финансовой несостоятельности кого-либо из ее членов (это как раз преподносится как замена ФИГам).

Давайте посмотрим, во что же на практике воплотилась светлая идея саморегулирования в сфере строительства, в среде аудиторов, арбитражных управляющих, оценщиков.

Платите, платите и еще раз платите!

Забейте в поисковике эти три буквы – СРО – и получите кучу ссылок следующего содержания: «Допуск СРО за 1 день. Законное СРО. Рассрочка и экономия на комфонде. Жми!» Или: «Вступление в СРО «под ключ» с первым взносом от 30 000 р. ISO – в подарок!»

Сразу создается ощущение, что саморегулирование стало какой-то бюрократической системой, паразитирующей на бизнесе. «Это еще мягко сказано», – утверждают предприниматели, которые вынужденно являются членами различных СРО. Естественно, они готовы делиться информацией только на условиях анонимности, никому ведь не хочется подвергнуться различным внеплановым проверкам, третейскому суду, а потом – изгнанию с рынка.

Итак, выясняется, что все эти стандарты бизнеса и кодексы чести, разрабатываемые в СРО, обычно являются формальностью и сводятся к предписаниям о том, когда и за какую мзду предприниматели должны предоставлять в саморегулируемую организацию отчеты о своей деятельности. То есть ожидаемой пользы рынку саморегулирование не приносит. При этом вступить в такую организацию – целое дело, которое может занять от месяца и больше, если идти прямым путем. Так что многие бизнесмены предпочитают заплатить тем посредникам, чьими объявлениями пестрит интернет. Кроме того, и сами СРО зачастую предлагают «готовые фирмы с членством», в том числе для осуществления незаконных операций – например, обналички под видом строительных и ремонтных работ.

Естественно, члены СРО обязаны платить взносы: вступительный, ежегодный членский взнос в компенсационный фонд. Обычно суммы рассчитываются в зависимости от выручки компании. Также члены сами оплачивают плановые аудиторские проверки, которые на них насылает СРО с периодичностью раз в пять лет. И экстренные аудиторские проверки, если организация считает их необходимыми.
Плюс к тому, например, аудиторы должны ежегодно проходить повышение квалификации, и теперь на этом деле зарабатывают СРО, а стоимость всего процесса возросла.

Не будем приводить конкретные цифры взносов – в разных отраслях они разные. В конце концов, поборы – еще не самое большое зло. Гораздо хуже то, что система саморегулирования извращает все принципы конкуренции на свободном рынке. Обычно такими организациями рулят крупные игроки бизнеса, которым не сложно выделить деньги и людей для всей процедуры создания и функционирования СРО. В чьих интересах происходит в результате саморегулирование рынка? Вопрос, как вы понимаете, риторический.

А у нас все будет красиво?

Г-н Гаврилов, ратующий за внедрение системы СРО, осведомлен о том, что в других отраслях отзывы о ней крайне негативные. Но в интервью «HL» он выразил надежду, что на туристическом рынке всех «побочных эффектов» удастся избежать. По его мнению, шансы узаконить саморегулирование достаточно высоки: «Лидеры «Единой России» свою позицию по этому вопросу озвучили, а фракция имеет достаточное количество голосов в парламенте».

Понятно, что саморегулируемых организаций в туризме не может быть много – трех-пяти достаточно, добавляет Андрей Юрьевич, поэтому надо зафиксировать определенный минимум по количеству членов: например, закрепить в законе, что в СРО должно быть не менее 1000 турфирм.

Можно себе представить, какую реакцию на агентском рынке вызовет такое решение, если оно будет принято. 3 – 5 СРО на всю страну вряд ли способны создать даже видимость конкуренции этих организаций между собой. Как это отразится на взаимоотношениях участников, сколько компаний уйдут с рынка, посчитав непосильными новые траты на содержание аппарата СРО, кто возглавит и определит политику создавшихся образований? И во что в итоге превратится туристический рынок? Сможет ли он справиться с неминуемым продолжением «чистки рядов» без новых имиджевых ударов?

Так или иначе, в агентской среде мало кто вникает в смысл СРО и последствия введения этой меры, но уже сейчас поднимается протест: предприниматели в феврале подписывались под электронной петицией в Госдуму и антикоррупционный комитет. Свои соображения о том, как лучше построить регулирование отрасли, они активно высказывали на интернет-ресурсах службы «БАНКО». Редакция «HL» продолжит следить за темой.
  • Законотворчество
Автор Наталья Меньщикова
Поделиться

Комментарии

Обсудить статью

/hotline/zakonotvorchestvo/khoroshee-delo-sro-ne-nazovut/
Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Дополнительный сбор с туров за границу может стать реальностью
Дополнительный сбор с туров за границу может стать реальностью

Законотворчество

24/12/2024
28989
Что изменится при выезде из России и будут ли отбирать загранпаспорта?
Что изменится при выезде из России и будут ли отбирать загранпаспорта?

Законотворчество

24/05/2023
37068
Запрет на выезд по новому закону: кого он коснется и какие последствия ждать туризму
Запрет на выезд по новому закону: кого он коснется и какие последствия ждать туризму

Законотворчество

12/04/2023
32529
Туроператор: задолженности перед туристами больше, чем кажутся
Туроператор: задолженности перед туристами больше, чем кажутся

Законотворчество

04/02/2023
44067
Электронная путевка: накануне запуска от Ростуризма ждут разъяснений
Электронная путевка: накануне запуска от Ростуризма ждут разъяснений

Законотворчество

19/08/2022
40026
Как изменится регулирование туризма в 2021 году?

Законотворчество

26/01/2021
14837
Электронную путевку просят ускорить и… отложить

Законотворчество

19/09/2020
9407
Внутренний туризм поддержат, создав ему свою «Турпомощь»

Законотворчество

19/06/2020
12318
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама Подписка Редакция

© 2011-2021, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение Правила оплаты на сайте