Что показать туристам в Тверской области?
Вопрос о том, куда москвичам поехать на выходные и стоит ли для этого идти в турагентство, возникает всё чаще. Путешествовать по соседним областям и обращаться к профи за советом мешал стереотип «Да смотреть там нечего». Мол, лучше за границу. Однако недавний рекламник по Тверской области с треском этот стереотип сломал. О том, как это было, корреспондент HotLine.travel поговорил с его участниками.
В четыре руки
Организатор рекламного тура – турфирма «НИКА», выигравшая тендер Тверского министерства туризма – подготовила для коллег пять разных двухдневных программ в формате туров выходного дня. В нем участвовали туроператоры и турагенты со всей России, в первую очередь, из всех ближайших регионов.
Как говорит организатор Ирина Ходаченко, серия рекламных туров – это заслуга нового министра туризма и его команды, с приходом которых над развитием индустрии приема туристов в Тверской области начали активно работать.
Каждый из туров демонстрировал не только многообразие объектов показа, но и обилие средств размещения. Как оказалось, и того и другого в Тверской области хватает – 220 отелей и баз отдыха, среди которых есть и пятизвездочные, а также более 50 музеев и 11 тысяч памятников историко-культурного наследия. Чтобы посмотреть всё, тут, пожалуй, одними выходными не обойдешься.
Что посмотреть?
Что касается объектов, то они вызовут интерес как у любителей отечественной истории и культуры, так и у паломников. Турагентам и туроператорам показали Тверь, Торжок и Старицу – города, где еще жив губернский дух русской провинции с ее тихими улочками, монастырями, купеческими домами и усадьбами.
Торжок, к примеру, входит в перечень исторических городов России, имеет почетный статус памятника градостроительства, в нем сохранились уникальные объекты – памятники архитектуры XVII–XIX веков.
В городе также есть единственный в России Музей золотого шитья, который предлагает всем желающим прикоснуться к уникальному ремеслу местных мастеров и самому отшить золотошвейный сувенир в рамках мастер-класса. Каждое полотно торжокских золотошвей – это самое настоящее произведение искусства, одно из них президент Владимир Путин в свое время подарил Папе Римскому.
В окрестностях города самая большая для регионов концентрация дворянских усадеб – их насчитывается не менее семи, и почти все они прекрасно сохранились. Только на их изучение уйдет не один уикенд. Среди объектов показа – шедевр архитектора Николая Львова, как его называют, «русского Леонардо» – знаменитый каменный «Чёртов мост» в усадьбе Василево.
Здесь же находится Новоторжский Борисоглебский монастырь – третий по древности в России, основан в 1038 году. С колокольни этого монастыря открывается потрясающий вид на реку Тверцу.
Объекты показа переплетаются друг с другом, создавая единую богатую картину в глазах туриста – храмы соседствуют с природными красотами, ради которых стоит приезжать в Тверскую область, а уникальные музеи являются своеобразной «вишенкой на торте» местного турпродукта. Так, православный мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь (Нилова пустынь) расположен на острове на озере Селигер. А в Старице на берегу Волги – как с открытки сошел – Свято-Успенский монастырь, с которым связаны имена первого Патриарха Московского и всея Руси Иова и архимандрита Дионисия – настоятеля Троице-Сергиевой лавры, благословившего русские войска на изгнание поляков из Москвы в 1612 году.
Неподалеку, в Осташковском районе берет свое начало Волга, а в центре города Кашина одноименная река, словно повинуясь руке невидимого художника, нарисовала сердце в виде островка. Источники минеральной воды, открытые там в конце XIX века, привели к созданию одного из старейших в Центральной России санаториев.
Отдельного упоминания достоин храмовый комплекс в селе Завидово, который помимо церкви Успения Божией Матери и церкви Святой Живоначальной Троицы, включает в себя три музея: усадьбу XIX–XX веков, музеи народных промыслов и краеведческий. Здесь же располагаются рекреационные комплексы и пятизвездочный отель «Radisson Resort Завидово». Завидово считалось едва ли не самым популярным местом для охоты, куда неоднократно приезжали генсеки СССР.
Настоящей жемчужиной Твери является Императорский путевой дворец. Этот памятник архитектуры XVIII века предназначался для отдыха членов императорской семьи по пути из Петербурга в Москву, в его парадном зале Карамзин читал Александру I главы из «Истории государства Российского». Музей открылся на днях после реставрации и представляет экспозицию, в которой собраны шедевры русской живописи – Левитан, Куинджи, Айвазовский, Саврасов.
Наконец, культурный пласт региона поражает своим разнообразием. В селе Бернове Старицкого района расположен и один из музеев, посвященных творчеству Александра Пушкина, – дворянская усадьба его друзей – семьи Вульфов. Помимо экспозиций гостям представили костюмированные представления, в которых показали основы светского этикета того времени. Сам Пушкин бывал в Твери более 20 раз – больше, чем в своих имениях, оставив немало стихов, посвященных этим местам, один из которых – пожарским котлетам – историческому и кулинарному бренду Торжка. В рамках экскурсии проходит мастер-класс по их готовке. В Тверской области также трудились Жуковский, Крылов, Горький, Гумилёв, Достоевский, а Салтыков-Щедрин и вовсе служил тверским вице-губернатором.
Кто поедет?
Востребованность регионального турпродукта Тверской области не вызывает сомнений. Все участники рекламного тура, с которыми общался корреспондент HotLine.travel, в один голос говорят о том, что уже вовсю продают туры на основе увиденного.
«Прошло всего пару дней с окончания одного из туров, а у меня уже три заявки на январь и февраль от его участников. Неправильно наших туристов вывозить только за границу. Смотреть и показывать другим свою Родину, дом, где мы живем, – это не просто обязанность, но и огромное удовольствие», – говорит организатор тура Ирина Ходаченко.
Галина Роговицкая, директор турагентства «Гала-тур», рассказала, что она изначально не хотела ехать в этот рекламный тур, а теперь всем его советует: «Я была здесь года два-три назад, поразилась разрухе. После поездки я тоже была поражена, но уже приятно. Особенно отелями – они здесь на уровне европейских 4*+ с сауной, халатами, тапочками, прекрасной кухней и сьютами. Есть и дешевле, на любой кошелек. Расположение идеальное. Не могу нигде минусов найти, только всё еще не хватает денег на реставрацию».
По ее словам, такими турами чаще других интересуются «профсоюзники» – работники социальной сферы. «Это люди, которые уже поездили по Золотому кольцу, были в Туле и Костроме, и им хочется чего-то нового. Мало кто был в Твери, а еще меньше – в Торжке. Но даже для тех, кто был в Твери два раза, можно составить программу таким образом, что ничего не будет повторяться. Они поедут и потом своим друзьям посоветуют», – сказала Роговицкая.
Андрей Бурмицкий, директор агентства «Туристический дом», добавил, что в первую очередь такие туры будут пользоваться спросом у так называемых «интеллектуальных туристов» – это люди среднего возраста, которые интересуются историей нашей страны, но для этого необходима активная реклама. «Тверская область большая, там есть где развернуться, но она еще не обкатана туристами, как Золотое кольцо, так как нет соответствующей раскрутки, поэтому народ и не знает, что туда надо ехать. Хотя там не хуже, не менее интересно и не менее вкусно. В целом регион готов к приему туристов. Номерной фонд есть, все стараются. С турами по Золотому кольцу цена конкурентна. В общем, если турист поедет, он останется довольным», – резюмировал турагент.
По мнению гендиректора турагентства «Хит сезона» Ирины Хакимовой, продвижение таких туров – задача в том числе турагентств: у каждой турфирмы есть своя аудитория, начиная от школьников и заканчивая пенсионерами, которая интересуется турами выходного дня. Именно они и поедут в такие туры, достаточно их разбить по тематике – на литературные, паломнические и т. д., и каждая категория найдет своего клиента.
Пусть, это не так выгодно продавать, как выездные направления, российский турбизнес не имеет права игнорировать внутренний туризм, считает Ирина.
Для нее главный мотиватор в продвижении внутреннего туризма – это люди:
«То, что нам показали и как это сделали, заставляет сесть, сделать рассылку и везти туда группу. Всё, что мы видели, не просто ухожено, но и преподнесено с любовью. Наши экскурсоводы, Виктор Грибков-Майский и Ирина Жукова, может, и не были профессиональными гидами, но они действительно влюблены в свой край, и это греет душу. И своим рассказом они передали нам свою любовь и влюбили в эти места. Я думаю, это всё будет развиваться, потому что туда хочется вернуться и получить новый заряд этой любви и позитива».