Туроператоры по автобусным турам – о последствиях шенгенской биометрии и других факторах стресса
Спустя почти две недели после того, как соискатели шенгенских виз начали в обязательном порядке сдавать отпечатки пальцев, можно сделать первые выводы о том, как работают новые правила. Корреспондент HotLine.travel предложил оценить последствия туроператорам по автобусным турам, для которых этот год оказался, настоящим тестом на выживание. Слишком уж много негативных факторов обрушилось на их бизнес.
Биометрия: один турист – один визит
Главная мысль, которую туроператоры-экскурсионщики просят донести и до своих партнеров-турагентов, и до туристов, это то, что после 14 сентября, когда вступили в силу новые визовые правила, масштабных проблем с выдачей виз нет.
Вопреки опасениям, сканеры в визовых центрах (ВЦ) работают исправно. Единичные накладки могут возникать из-за того, что некоторые клиенты волнуются, потеют и поэтому им приходится по нескольку раз прикладывать пальцы к сканеру, чтобы добиться четких отпечатков. В большинстве случаев эта процедура занимает от силы минут пять. Плюс еще минут десять – на ожидание своей очереди в ВЦ.
Так как на дворе межсезонье, столпотворений из желающих сдать отпечатки пальцев, как это было на Украине, не возникло. По словам представителей туркомпаний, многие туристы успели получить визы по старым правилам, поэтому сроки оформления документов даже уменьшились. В Москве шенгенскую визу сейчас можно оформить за два-три рабочих дня. «15 сентября наш клиент сходил в ВЦ Франции и в пятницу вечером получил паспорт, хотя выезд у него – 2 октября», – привел пример заместитель директора «Тутранс-Вояж» Иван Балановский. В регионах к стандартному сроку нужно приплюсовать еще пару дней, которые уходят на пересылку паспортов.
Много вопросов возникало по поводу схемы взаимодействия с ВЦ, так как туроператоры потеряли право заносить документы напрямую в консульства. Но по итогам консультаций, которые продолжались все лето, систему удалось выстроить так, чтобы туристы приходили в ВЦ только один раз – сдавать отпечатки пальцев. По словам Карена Гончарова, генерального директора DSBW, все хлопоты, связанные с записью клиентов на эту процедуру, оплатой консульского сбора, подготовкой пакета документов, получением паспортов с готовыми визами, туроператорам разрешили оставить за собой. По уверению экспертов компаний, с Францией, Чехией, Италией Германией, Швецией, Норвегией технология уже отработана.
Польша удивила
Проблемным называют только консульство Польши. В отличие от других шенгенских стран, его представители провели встречу с туроператорами постфактум, только 14 сентября. И там выяснилось, что личное присутствие туристов потребует дважды: сначала надо явиться для сдачи «пальцев», а потом – еще и получать паспорта. «Представьте, например, что жителю Рязани придется дважды мотаться в Москву. Это неудобно. Мы пытались это объяснить в консульстве, но поляки сослались на требование МИДа», – говорят туроператоры. Если в Москве еще можно занести документы через ВЦ другой страны, то в Калининграде, где турпоток очень сильно ориентирован на Польшу, это стало большой проблемой.
Как рассказал Иван Балановский, туроператоры уже отправили обращение в польский МИД с просьбой пересмотреть неудобные правила и пойти навстречу турфирмам. Ответ ожидается к концу месяца.
Проверки на дорогах
В августе-сентябре туроператорам по автобусным турам приходится разъяснять туристам не только новые визовые правила. Вопросов добавили и тревожные новости о волнах мигрантов с Ближнего Востока, захлестнувших Европу.
Туристы видят эти репортажи, читают об усилении контроля на границах и спрашивают, насколько велика вероятность оказаться на дороге в одной пробке с мигрантами.
Эксперты туроператорских компаний заверяют: на графике движения экскурсионных автобусов усиление контроля никак не сказывается. Туристы пересекают границы в тех точках, где мигрантов нет. «Мне известен только один случай, когда наш автобус остановили. Это было около месяца назад на границе Австрии и Италии. В салон зашел полицейский, убедился, что внутри туристы, после чего группа поехала дальше», – рассказала Ольга Санаева, генеральный директор компании «Анкор».
Без регионов
Гораздо более критичное влияние на спрос оказывают колебания курса. Летом, когда по сравнению с январем-февралем евро чуть подешевел и стоил 65-66 рублей, продажи еще можно было назвать приемлемыми. Выручали туристы, покупавшие комбинированные туры с отдыхом на море. А вот осенью, когда европейская валюта стала стоить 75-77 рублей, и поток отпускников иссяк, ситуация стала печальной. По отдельным направлениям спрос упал на 70% в сравнении с прошлым годом.
Парадоксальный факт: трудно продаются туры экономкласса, которые, казалось бы, в кризис наоборот должны привлечь внимание туристов. А вот более дорогой продукт востребован лучше. «Видимо, у тех людей, которые ездили в недорогие туры, окончательно кончились деньги, а те, кто по-прежнему могут позволить себе поехать в Европу, не готовы менять формат отдыха и понижать планку», – предполагают эксперты DSBW.
Особенно заметно упал спрос со стороны регионов. Артем Козловский, исполнительный директор туроператора «Интерс», объясняет это не только финансовыми причинами: «Недорогие туры покупали именно жители регионов. Зачастую для них это были первые поездки. Сейчас, когда для получения визы в Европу надо ехать в ВЦ и сдавать отпечатки пальцев, такие туристы предпочитают Турцию или Египет».
Что делать
По словам экспертов, большинство туристов сейчас готовы платить за тур в Европу до 30 тысяч рублей с человека, то есть не более 400 евро. Исходя из этого, туроператорам приходится как-то подстраиваться. Один из вариантов – максимально удешевить продукт. «Где-то уменьшаем продолжительность туров, где-то добавляем ночные переезды», – привела пример Ольга Санаева. На вопрос о том, удается ли выдерживать график заездов, эксперты туроператорских компаний отвечают утвердительно. По их словам, планы заездов проредили еще весной, поэтому корректировки не нужны. Собирать туристов от разных компаний в один автобус, как это было в конце девяностых – начале двухтысячных, тоже пока не планируют.
В новых экономических реалиях туроператоры-автобусники пытаются диверсифицировать бизнес – на их сайтах появляется все больше программ по России. «Цены подскочили, зарплату никому не повысили, да и психологический фон сейчас не располагает к поездкам в Европу», – говорят руководители туркомпаний. Чтобы выжить в кризис, остается развивать внутренний туризм, прием иностранцев. И, конечно же, ужимать расходы, что порой оборачивается конфликтными ситуациями. Например, в сентябре в редакцию позвонил бывший сотрудник одной из компаний и выразил возмущение, что администратор форума TourDom.ru «стер» ветку, в которой туроператора обвиняли в массовых увольнениях персонала. Сообщить свою фамилию и предъявить конкретные претензии бывшему работодателю, он, впрочем, наотрез отказался.