Рейтинг предпочтений сотрудничества в сфере круизного бизнеса
В конце лета Служба «БАНКО» впервые провела масштабное маркетинговое исследование в круизном секторе туристического рынка. Результаты позволили оценить место морских путешествий в ассортименте московских турагентств и составить рейтинг предпочтений сотрудничества с туроператорами круизного бизнеса по итогам сезона-2010.
Всего 3,7%
Именно такую долю в общем числе респондентов (626) составили компании, которые активно занимаются реализацией круизов. Отметим, что вопрос не предполагал детализации по поводу того, о каких именно программах идет речь. Поэтому в скромные 3,7% попали и морские, и речные путешествия. «Немного» или «очень редко» данный вид отдыха продавали 26,6% участников опроса. А доля тех, кто вообще не имел с ним дела, составила впечатляющие 69,6%.
Экспертов, которым корреспондент «ГЛ» предложил прокомментировать результаты пилотного исследования, такой расклад не удивил. С их слов, причин много и выделить главную сложно. Прежде всего, сам рынок очень узок. Даже по оптимистичным оценкам, ежегодно в морские путешествия отправляется не более 50 тыс. наших сограждан. Более реальной представляется цифра в 30 тыс. Это очень и очень мало. Для наглядности специалисты сравнивают ее с круизными объемами США (15 млн туристов ежегодно), Великобритании (1 млн 100 тыс.), Италии (900 тыс.), Германии (600 тыс.), Испании (350 тыс.). Такое соотношение обусловлено не только уровнем жизни, но и географией. Берега США омываются преимущественно теплыми морями, а России – холодными. В Европе турист доезжает до порта на машине или поезде, а у нас – почти всегда вынужден лететь на самолете. Сказываются и традиции мореходства. И в США, и в Европе они поддерживаются за счет развития парусного спорта, яхтенной индустрии. У нас в стране все это пока в зачаточном состоянии. Вот и получается, что выезд на море ассоциируется у большинства туристов исключительно с пляжным отдыхом. Низкий спрос обусловливает также скромное предложение. «Мало пакетных круизов. А ведь агентам удобнее продавать именно пакеты», – констатируют туроператоры.
Впрочем, нельзя не отметить, что рынок круизов в России интенсивно развивается. Один из показателей – открытие нового круизного терминала в Санкт-Петербурге, там уже можно зарегистрироваться на лайнеры трех иностранных компаний. Таким образом, все больше туристов могут начать и закончить круиз в Северной столице России. Это, конечно же, способствует популяризации морских путешествий.
Поплавок многопрофильности
Теперь о личных котировках туроператоров. Максимальную долю предпочтений по итогам опроса столичных компаний получили PAC Group и «Ланта-тур вояж». Они разделили первую строчку в рейтинге, набрав по 14,6% голосов (см таблицу), хотя стиль работы в круизном бизнесе у них разный. Вероятно, объяснение следует искать в многопрофильности обеих фирм. И та, и другая имеют обширную базу партнеров, которые привыкли работать с поставщиками туров комплексно. Вместе с наземными программами берут и круизы. Тем более что оба туроператора вкладывают массу сил в популяризацию отдыха на лайнерах и обучение агентств.
Для PAC Group попадание в верхнюю строчку рейтинга – подтверждение, что его ставка на групповые заезды и адаптацию круизного сервиса для туристов из России оправдалась. По мнению самого оператора, успех в значительной степени обусловлен концентрацией турпотоков на одном организаторе круизов – компании MSC: такой подход упрощает задачу по формированию групп, под которые русифицируется сервис.
«Ланта-тур вояж» тоже ориентирована на монопоставщика – холдинг Royal Caribbean & Celebrity Cruises, имеет с ним эксклюзивный контракт и в последнее время также ставит на массовость. Примером может служить серия круизов в Персидском заливе, которая состоялась с января по май. Кстати, зимой позиции «Ланты» в рейтинге наверняка были бы выше, ведь это высокий сезон именно в Карибском регионе, ключевом для Royal Carribbean.
Второе место по результатам голосования московских агентств занял Breeze Line. Игрок исторически развивался именно как круизный туроператор, а кроме того, в его пользу сыграли еще как минимум два фактора. Во-первых, Breeze Line много лет продвигает в России премиум-бренд Princess Cruises и преуспел в этом, даже по мнению конкурентов. Во-вторых, Breeze Line одним из первых начал формировать турпакеты и организовал чартер Москва – Мальорка специально под экономичные круизы TUI Thomson. Правда, после масштабного запуска холдинга TUI Россия, Breeze Line лишился эксклюзива, так как эти же программы начал продавать и ТТ-ВКО. Но ему, по словам экспертов, пока не под силу «оттеснить старожила».
Третья строчка досталась еще одному известному многопрофильнику, который также «пакетирует» круизы, – «Натали Турс». В экспертной среде есть мнение, что если бы опрос проводился несколько лет назад, когда эта компания эксклюзивно представляла в России демократичный бренд Costa Cruises, то она могла бы рассчитывать на большую долю предпочтений.
Теперь продукт Costa продают сразу несколько операторов. В их числе, пожалуй, самый разноплановый игрок этого рынка, круизный центр «Нептун». Он предлагает круизы под самыми разными брендами в любых уголках мира, имеет обширную агентскую базу в разных городах России. Все это в совокупности принесло «Нептуну» 7,8% предпочтений, что всего на полпроцента меньше, чем у «Натали». Кстати, по объемам продаж Валентин Елисеев ставит свою компанию выше всех конкурентов за исключением Breeze Line.
Замыкают рейтинг «Водоход» и «Лужники-тур». Они набрали одинаковое количество голосов и на этом сходство заканчивается. Первый известен как поставщик речных туров по России, а второй развивается по схеме магазина морских круизов и предлагает продукт разных компаний.
Кстати, эксперты отметили, что по разным причинам в рейтинг не попал целый ряд игроков. «Атлантис Лайн», с их слов, в последнее время сбавил обороты. «Инфлот» имеет сильные позиции по морским круизам из Санкт-Петербурга, но в среде московских агентств пока известен меньше. «Виа Марис» – сильная молодая компания, но пока еще не достаточно «раскрученная».
Рейтинг по объемам сделок
|
|