Зимние туроператорские баталии в регионах
От автора:
Будь я жителем иного российского города-миллионника, честное слово, порадовался бы зимнему туристическому «меню» с прямыми вылетами на зарубежные курорты. Тем более есть вероятность, что этот банкет будут дотировать московские туроператоры.
Политика «сохранения энергии», которой большинство туроператоров придерживались прошлой зимой в крупных российских городах, сменяется экспансией. Конкурентное обострение неминуемо, полагают эксперты. Некоторые из запланированных на сезон-2010/11 программ даже в лучшие докризисные времена считались слишком смелыми для регионов. Оправдаются ли риски сейчас?
«Выпрямить» Сиам
Одна из главных интриг зимы: впервые организуются прямые рейсы на Бангкок из городов европейской части России.
Только факты. Самара и Казань: «Трансаэро» организует десятидневки на «Боингах-767», основные блочники – TEZ Tour, Coral Travel, «Натали Турс», «Библио-Глобус». «Пегас Туристик» ставит аналогичные борта подконтрольной ему авиакомпании Nord Wind с частотой дважды в месяц. Ростов-на-Дону: две частоты в месяц «Пегаса»; столько же у «Корала» и «Анекс Тур», объединившихся на «Боингах-757» «ЮТэйр». Есть версия, что ставка на эту авиакомпанию временная – до прихода в Ростов «Трансаэро», якобы запланированного на ноябрь. Таким образом, из трех городов появляются сразу по две прямые цепочки на Таиланд.
Мнения о перспективах этих проектов неоднозначны. «Интерес к ним обеспечен», – уверен Игорь Мельников, директор «Самарского магазина путешествий». «Турпакеты на базе первых двух рейсов и «Трансаэро», и Nord Wind уже практически проданы, ведь тарифы начинаются от 30–33 тыс. рублей на человека за двухнедельный тур», – добавляет Наталья Верхорубова, менеджер по туризму казанской компании «Эфир-вояж». В то же время… «Две цепочки – это все-таки перебор», – полагает Жанна Степанцова, замдиректора «Казань-Интур». Аналогичные реплики слышны в Самаре и Ростове.
А вот мнения организаторов программ. «Избыток перевозки уже очевиден», – констатирует Анна Подгорная, гендиректор «Пегас Туристик». «Загрузка будет, вопрос только во что это обойдется, – считает Владимир Каганер, гендиректор TEZ Tour. И философски добавляет: – А какие варианты? Не летать»?
Интересна подоплека появления двух «параллельных» программ. Вот как ее изложил на условиях анонимности эксперт, знакомый с ситуацией. Инициатива выхода с «прямым Таиландом» в европейскую часть России якобы принадлежала «Пегасу», который прежде уже летал в Сиам из регионов восточнее Урала. Соперники предприняли ответные меры, чтобы «подрезать крылья» конкуренту и не допустить его усиления в регионах. С их помощью авиакомпания «Трансаэро» нашла возможность базировать лайнеры в Бангкоке, что улучшило экономику рейсов.
Оценивая позиции конкурентов на старте сезона, эксперты отмечают: преимущества «Пегаса» – собственная авиакомпания и более ранний старт продаж, реализовывать туры он начал еще в августе. У TEZ, «Корала», «Натали», «Библио-Глобуса» – ставка на брендовую перевозку. Кроме того, преимущества консолидации и люфт для маневра на случай «горения»: десятидневки «Трансаэро» легко перевести в двухнедельные частоты. А вот объединение альтернативных цепочек вряд ли возможно. Блочники «Трансаэро» не пустят «Пегас» на свои борта и не пересядут к нему по принципиальным соображениям, – убеждены наблюдатели. Тот в свою очередь не скрывает, что если и готов делиться креслами на Nord Wind, то лишь с мелкими игроками из городов вылета.
Не приведет ли появление прямых рейсов в Таиланд из регионов к проблемам с загрузкой программ из столицы? Андрей Кузнецов, президент «Южного Креста», уверен: с учетом посткризисного роста спроса потери не окажутся критичными.
«Длинная» Верона
Предстоящей зимой туроператоры испытают регионы на готовность к длинным горнолыжным цепочкам. Пунктом назначения выбрана Верона. Из Казани и Нижнего Новгорода с Нового года по конец марта туда заявлены совместные еженедельные чартеры «Асент Трэвел» и PAC Group. Из Самары и Ростова-на-Дону – «семидневки» PAC. А из Екатеринбурга и Краснодара – по две (!) сезонные программы, которые независимо друг от друга ставят PAC и «Данко Трэвел Компани».
Ставку на Верону организаторы объясняют тем, что оттуда удобно организовывать трансферы для катальщиков на курорты сразу двух стран – Италии и Австрии (в район Инсбрука). Кроме того, операторы рассчитывают на дополнительную загрузку бортов за счет экскурсионных групп, и Верона, по их мнению, – подходящая точка для старта таких туров.
Попытки ставить «длинную» горнолыжку из областных центров были и раньше, но полеты завершались раньше планового срока. «В регионах просто нет такого количества катальщиков – брать на себя обязательство по загрузке в низкие даты даже 80 кресел в неделю, не говоря уже о целом лайнере – самоубийство», – утверждает Максим Приставко, замгендиректора «Джет Тревел». Надежды на дополнительный поток от экскурсионки, по его мнению, тоже вряд ли оправданы: зима не лучшее время для таких путешествий. Андрей Шмельков, директор по горнолыжным программам TT-ВКО, полагает, что больше шансов на успех у программ из южного региона. «Однако Краснодару и Ростову уж точно не нужно больше одной цепочки на оба города, а заявлено – три», – добавляет эксперт.
Инициаторы не пасуют: они готовы к тому, что в первый год новые программы, скорее всего, придется дотировать. «На финансовую отдачу рассчитываем не раньше следующего сезона», – признает Илья Иткин, гендиректор PAC Group. Однако и здесь наблюдатели видят серьезный риск. «Что если через какое-то время на маршрут, в раскрутку которого будет столько вложено, встанет иностранный регулярный перевозчик и предложит блоки всем желающим? – сомневается Максим Приставко. – Регулярка у региональных туристов традиционно пользуется большей популярностью, чем чартеры».
Как бы то ни было, турагентства приветствуют новые возможности для клиентов-горнолыжников. В частности, Андрей Якубов, директор по развитию ростовской «Руссо Туристо», дает прогноз: «Если цены на Верону будут сопоставимы с популярным у нас Приэльбрусьем, очень многие катальщики предпочтут Альпы».
Арабское упорство
Горячей точкой зимы обещают стать ОАЭ. Картину перевозки из Екатеринбурга и Самары в Дубай наряду с «Уральскими авиалиниями» будет формировать эмиратский дискаунтер Fly Dubai, который впервые вышел на российский рынок. Из обоих городов заявлено по две еженедельных частоты этой авиакомпании и по одной – «Уральских».
Fly Dubai «с ходу» установила тарифы на $150–160 ниже, чем у конкурента. Но туроператоры брать блоки не торопились, их останавливали неудобные дни вылета – среда и суббота. «У большинства игроков на момент появления нового перевозчика уже были подписаны гостиничные контракты, ориентированные на традиционные дни заезда – вторник или пятницу», – поясняет Тарас Кобищанов, гендиректор «Русского Экспресса». Потенциальных заказчиков смущали и другие обстоятельства: необходимость доплаты за питание на борту, прилет во второй терминал дубайского аэропорта, где нет duty free.
Тем не менее в начале октября стало известно, что «Натали Турс» заключила с Fly Dubai эксклюзивный договор на перевозку из Самары и Екатеринбурга в Дубай. По неофициальной информации, туроператор взял на себя обязательство отправлять из обоих городов по 200 человек еженедельно. Наблюдатели полагают: загрузить такой объем собственными турпакетами «Натали» будет очень сложно, придется перепродавать билеты.
Руководители «Уральских авиалиний» почувствовали конкурентную угрозу и снизили цены для своих блочников фактически до уровня Fly Dubai, хотя раньше в ценовом плане были непреклонны. «Не уверен, что в такой ситуации кому-то будет интересно поддерживать конкурирующую программу. Тем более что совокупные объемы перевозки из Екатеринбурга, например, и так вдвое превышают прошлогодние», – говорит Александр Корбарум, президент «ИнтАэр». Так или иначе, Олег Хигер, директор представительства «Натали Турс» в Екатеринбурге, утверждает, что первые три рейса из этого города его компания уже закрыла.
Напомним, в прошлом году другой лоукостер из ОАЭ – Air Arabia делал попытку встать на линию Самара – Шарджа. Из-за недостаточной загрузки полетная программа тогда продержалась лишь до 8 февраля. У Fly Dubai, по мнению экспертов, шансы на успех выше. «За Fly сильный бренд – перевозчик входит в группу Emirates, – напоминает Александр Корбарум, – Регионам будут интересны перелеты в Индию, Шри-Ланку, Сингапур с удобными стыковками в Дубае, и такие билеты ТО могут покупать у авиакомпании напрямую – эксклюзив «Натали» на них не распространяется».
Кстати, не исключено, что в декабре Fly Dubai выйдет и на рынок Казани. Во всяком случае, Марина Князева, замдиректора казанской «Стен», утверждает: эмиссары авиакомпании еще летом приезжали в город – поделиться соответствующими планами. Между тем перевозка из этого региона в ОАЭ предстоящей зимой и так возрастет – к рейсам «Татарстана» добавятся перелеты «Уральских». Тем не менее избытка «воздуха» здесь не ожидают: «Эмираты у нас – одно из самых востребованных направлений», – поясняют представители местных турфирм.
Таковы новые проекты. На их фоне растут объемы традиционных программ, и даже сами туроператоры признают: готовность к повышенному риску не всегда объясняется стремлением адекватно отреагировать на спрос. Зачастую их цель – не дать конкурентам перехватить инициативу в регионах.