Что представляет собой российский турбизнес, куда он движется, каковые его ближайшие и отдаленные перспективы и, возможно, тактические ошибки? Ответы на эти вопросы мы сегодня ищем не у основных игроков рынка, как обычно, а у маркетологов компании GfK Russia, курирующих проект Travel Insights.
Рассказывает директор департамента исследования туристического рынка GfK Russia Егор Шашихин.
Егор, 2010 год стал очень тяжким для туроператоров массовых направлений, их оптимизм по поводу темпов восстановления спроса не оправдался. Как вы полагаете, это российская особенность или общеевропейская?
– В первую очередь, видимо, на этапе планирования продаж был слишком оптимистично определен объем отложенного спроса, что привело к определенному избытку предложения, усилению конкуренции и, как следствие, демпингу по главным направлениям выездного туризма. Хотя, строго говоря, российскому рынку есть чем похвастаться. Для сравнения простой факт из наших исследований: по данным GfK Group, рост оборота выездного туризма в денежном выражении за летний сезон 2010 года в Германии и Великобритании (а это одни из самых путешествующих наций в Европе) составил немногим более 7 и 2% соответственно. В России, по нашим оценкам, – почти 30%. Цифра показательная. При этом рост средней стоимости отдыха на человека в России был фактически незначительным: около 4% по всему выездному потоку и около 8% – в среднем по основным летним средиземноморским направлениям. По ряду летних направлений произошло существенное снижение стоимости турпродукта. Другими словами, впечатляющие показатели роста определялись в первую очередь количеством туристов. Учитывая, что макроэкономические прогнозы для России на нынешний год являются в своем большинстве однозначно оптимистическими, по прогнозам GfK восстановление туррынка продолжится по положительному тренду, но, конечно, не в соразмерном прошедшему году отношении.
– Какие факторы, по-вашему, влияют на динамику восстановления?
– Темпы роста покупательной способности потребителя, снижение безработицы в стране, восстановление финансовой стабильности, несомненно, ведут к росту расходов на отдых. Да и потребительское поведение россиян по-своему уникально. Дело не только в том, что мы, определенно, нация last minute (и, конечно, не только в смысле планирования и оплаты отдыха): глубина предварительного бронирования у нас одна из самых низких в Европе. Мы, к счастью, еще и самая оптимистическая нация. Отдых – это почти последнее, чем мы готовы жертвовать, и почти первое, на что мы готовы тратить деньги, как только экономическая ситуация в стране или в семье начинает показывать признаки оздоровления. Интересная иллюстрация: по итогам 2010 года средняя стоимость тупродукта по одному из выездных направлений – Египту – выросла более чем на 20%. При этом примерно на 7% увеличилась и доля туров продолжительностью более 7 ночей по этой стране и на 11% – доля продаж с питанием «все включено». То есть туристы стали отдыхать дольше, предпочитая оптимизировать расходы на питание. С другой стороны, немаловажную роль играет известный уровень дефицита потребительского доверия к индустрии выездного туризма, который в современной России, наверное, всегда имел место. Я говорю о простом обывательском уровне, когда слово «турфирма» иногда носит почти ругательный характер, а некоторые надзорные структуры и медиа из популистских или конъюнктурных соображений лишь провоцируют подобное отношение. Конечно, я далек от мысли, что на это можно списать все. Но события, подобные банкротству одного из крупнейших игроков, или, без преувеличения, гуманитарная катастрофа в московских аэропортах перед новогодними праздниками лояльности отрасли тоже не добавляют. Крайне важна «сила» бренда, способность компании быстро и эффективно моделировать свою бизнес-тактику в кризисных ситуациях для потребителя является одним из решающих условий лояльности конкретной компании и, соответственно, роста ее продаж.
–Кстати, как развивается сам проект мониторинга GfK Travel Insights? Ведь вы на нем основываете вашу статистику и суждения?..
– Думаю, цифры скажут больше, чем слова. Если говорить о прошедшем годе, ежемесячно мы обрабатывали данные о почти 250 тысячах продаж продуктов по выездному туризму. Учитывая, что собираемая информация носит детализированный характер, мы в состоянии отслеживать тренды по любому из параметров проданного тура: направлению, курорту, глубине, цене, возрастному составу туристов, виду транспорта и перевозчикам, категории размещения и так далее. Это абсолютно уникальный анализ, который может позволить себе только независимая и пользующая доверием исследовательская компания, причем не только в России и далеко не только в туризме. Понятия конкуренции и фактора доверия ведь никто не отменял.
– Ваши данные совпадают с официальными или расходятся?
– Абсолютное количество россиян, выехавших за рубеж с целью туризма, – это, несомненно, важный показатель. Но у нас нет цели подсчитать всех, кто поехал отдыхать за границу. Нашей задачей с самого начала было создать для профессионального рынка инструмент для анализа трендов его состояния и развития, его перспектив. Проще говоря, то, на основании чего можно было бы ориентироваться и развиваться. Согласитесь, это трудно сделать на основании одного только подсчета граждан России, пересекающих границу.
– Как можно ознакомиться с результатами ваших исследований?
– Российской компании достаточно стать полноценным участником GfK Travel Insights, чтобы получать данные о рынке в том формате, который предусмотрен соглашением. В этом смысле в России мы идем намного дальше наших коллег в Европе, там туркомпании ежемесячно получают только краткий общий анализ о самых последних тенденциях. Клиентские коммерческие отчеты, конечно, носят намного более обширный характер и формируются согласно конкретным пожеланиям конкретного клиента.
– А кто уже является вашими клиентами?
– Несомненно, в первую очередь это производители и поставщики туруслуг: страны, куда, выезжают россияне, крупнейшие аэропорты, страховщики и, конечно, туроператорские компании. И нас особенно радует тот факт, что и крупный российский туроператорский бизнес постепенно становится постоянным клиентом, приобретая подписку на подробные отчеты о состоянии рынка. Это значит, что эволюция рынка идет в правильно направлении. Время бизнес-прогнозов, построенных «на коленке», к счастью, безвозвратно уходит.