«Очищающий огонь кризиса» пойдет на пользу профессионалам
Ирина Ворошилова проработала в туризме много лет, помогая турфирмам настраивать рекламные кампании в Интернете. Как и многие коллеги, она близко к сердцу принимает проблемы предпринимателей из малого бизнеса и готова помочь – хотя бы просто воспользовавшись их услугами. Однако недавно Ирина на личным опыте убедилась – не каждый, кто просит о помощи, действительно ее заслуживает. Мы публикуем историю, которой она поделилась в Фейсбуке, и приглашаем читателей принять участие в опросе.
И вот такой бизнес мы должны спасать?
«Очищающий огонь кризиса» идет по малому бизнесу. Так кто же у нас сейчас в соцсетях воет белугой, что рушится их малый бизнес, что карантин прошелся асфальтовым катком по их кафе и ресторанам??? Давайте посмотрим повнимательнее.
В туристический сектор кризис пришел в 2014 году и больше не уходил. Закрылись все турфирмы, открытые для жен и любовниц. А турфирм таких было немало. Потому как порог входа в бизнес: стол + стул + ноутбук.
А тут, сидя на карантине, я вживую наблюдаю прекрасный кейс из сферы питания – ресторанный бизнес тоже подвержен жуткому непрофессионализму из серии «Открыл ресторан для жены, чтобы не скучала». Только порог входа повыше: аренда + оборудование + персонал.
Что я вижу у этих горе-предпринимателей? Примерно такой набор:
1. Не отработаны бизнес-процессы в своем сегменте рынка.
2. Нет планирования на 3–6 месяцев вперед.
3. Не формируют «финансовые подушки» для непредвиденных ситуаций.
4. Низкая маржинальность бизнеса из-за провалов пунктов 1 и 2.
5. Нет прибыли – залезают в оборотку и вынимают ее на свои нужды.
6. Не умеют работать с персоналом – штат раздут или низкоквалифицирован, не отработаны инструкции по работе с клиентами.
7. Нет сайтов и страниц в соцсетях.
И вот такой бизнес мы должны спасать?! А может, и хорошо, что такие фирмы закроются? Будет меньше конкуренции у оставшихся профессионалов.
Обвес почти на тысячу
В начале апреля лента Фейсбука принесла мне крик о помощи от некоей Надежды Исаевой.
Я посмотрела на цены и заказала у Надежды:
Пельмени царские 1 кг
Пельмени сибирские 1 кг
Сырники 1 кг
Блины с мясом 1 кг
Котлеты по-киевски 10 шт.
Всего на 3 040 руб.
Три дня была тишина, потом я робко напомнила о себе. Надежда сказала, что заказы сейчас обрабатываются вручную и многие теряются (?!). На следующий день мне привезли заказ, я расплатилась и, когда ушел курьер, взвесила привезенные блюда:
Пельмени царские 0,753 х 480 = 362 руб.
Пельмени сибирские 0,712 х 460 = 328 руб.
Сырники 0,718 х 460 = 331 руб.
Блины с мясом 0,628 х 450 = 283 руб.
Котлеты по-киевски 1,170 х 660 = 773 руб.
Итого: 2077 руб.
С меня взяли 3040 руб. Обвес почти на 1000 руб.
Отдых во время чумы
Мне стало интересно, кто же это так лихо на 30% обвешивает покупателей. Пошла смотреть на страничку владельца бизнеса, и что я вижу?
Женщина-«предприниматель» Надежда Исаева вместо того, чтобы в феврале выплатить всем своим сотрудникам зарплату, – отдыхала почти месяц на Шри-Ланке. Вдумайтесь: взяла деньги из оборотки своего кафе и полетела отдыхать на четыре недели, не выплатив сотрудникам зарплату.
У нее не было плана Б на случай, если ее столовая закроется. План Б в виде доставки на дом начал вырисовываться после того, как ее сотрудники весь март просидели без зарплаты и в апреле владелец решил, что надо что-то придумать.
После 9800 репостов в Фейсбуке и кучи заказов ее сотрудники «захлебнулись» в их обработке: не связывались с покупателями, теряли, отменяли доставку, не привозили вовремя. Особенно если учесть, что сайта у кафе не было. Вернее, он был давно, в 2016 году (cafe-kompot.ru), а потом домен забыли проплатить и сайта не стало. И надо было делать новый сайт с нуля и регистрировать новый домен.
А еще надо разработать технологические карты, чтобы продукция всегда была высокого качества, а не так, что сегодня привозят такие пельмени, что смотреть страшно, а завтра везут пельмени слипшиеся, потому что они не заморозились как следует, и привозят комок теста и мяса.
Предприниматель вместо посещения профессиональных выставок и других мероприятий летает в Швейцарию, Португалию, Италию и далее по списку. Все поездки аккуратно фиксируются в Инстаграме, (упаси боже меня обвинять в зависти – я полмира объездила).
А ее сотрудники в это время обвешивают покупателей, кладут непонятно какие продукты в блюда, не выбивают чеки на доставке (привет ИФНС № 9). Подозреваю, что налог за четвертый квартал 2019 года также не оплачен будет в апреле по причине нехватки денег…
А вот другой пример: владелец итальянского кафе в Реутово Артём Колесников вместо того, чтобы полететь на запланированный мальчишник по случаю своей свадьбы в Будапешт, – отменил поездку, вложил в марте деньги в мероприятия по спасению бизнеса и сейчас не орет на весь Фейсбук «Мне нужна помощь!» Будь как Артем, не будь как Надежда!
**
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции. Предлагаем читателям принять участие в опросе.