Возможен ли компромисс между поставщиком и агентом?
Ситуация с «РоссТуром», как и любой кризис, словно лакмусовая бумажка, обострила проблемы взаимодействия между туроператорами и турагентами. Должны ли первые идти навстречу агентам в случае, если посредник не перевел им денег?
Таким вопросом задается руководитель красноярского турагентства «Пилигрим» Татьяна Журавлева, которая обратилась в редакцию HotLine.travel.
По ее словам, на днях туроператор «Пегас Туристик» отказался восстанавливать аннулированную заявку на тур, который должен был состояться в январе следующего года. Заявка была аннулирована, так как «РоссТур» не перечислил денег туроператору. Турагент написала запрос на повторную оплату заявки, но получила отрицательный ответ. В нем говорилось: «Восстановление тура для туристов возможно только путем создания новой заявки под вашим агентством по ценам, действующим на данный момент на сайте».
«То есть нам фактически предложили заново забронировать этот тур, который с момента покупки подорожал с 78 до 93 тысяч рублей. Туристы были готовы оплатить первоначальную сумму повторно, но никак не бо́льшую. А как же рекомендации Ростуризма, который советовал поставщикам «предоставить возможность субагентам компании «РоссТур» оплатить / доплатить забронированные ранее туры непосредственно туроператору и оказать туристам все услуги, входящие в туристский продукт, в случае получения оплаты по заявкам на бронирование?» – возмутилась агент.
По мнению Журавлевой, туроператоры, неожиданно закрывшие доступ ЦБ «РоссТур» для создания новых заявок, в числе которых был и «Пегас Туристик», своими действиями напрямую повлияли на эскалацию проблемы. «Насколько нам известно, уже давно заявки «РоссТура» оплачивались в последние три дня. В самой сети нам утверждали, что это нормально и основано на внутренних договоренностях с туроператорами. А они видели и ничего не делали. Возникает вопрос, почему?» – говорит руководитель «Пилигрима».
У туроператора свое видение этого вопроса. И его можно понять – на дворе межсезонье и как никогда важно сокращать свои издержки. Как пояснила HotLine.travel гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная, заявка, о которой идет речь, была создана еще 20 августа, и по ней не пришло ни копейки денег. «По договору туроператор имеет права аннулировать такую заявку в течение трех дней, если не была внесена предоплата 1, 25, 50 или 100 % от стоимости тура. Сегодняшняя цена тура могла быть как выше, так и ниже изначальной», – рассказала Подгорная.
Как дополняют юристы, туроператоры пытаются так себя обезопасить от судебных исков, в которых суд зачастую встает на сторону туристов и взыскивает деньги с поставщика даже в случае, если они до него не дошли. «Если нет оплаты, то лучшим выходом для оператора является вообще отрицать наличие отношений по проблемной заявке агента-банкрота. Договор с агентом не можем найти – наверное, его и не было. В судах страдают как раз те операторы, которые дают номера заявок для повторной оплаты. Печально и нечестно, но факт», – рассказал юрист Александр Байбородин.
Автор письма спрашивает помощи зала – кто прав в данной ситуации? Должны ли туроператоры идти на компромисс с пострадавшей стороной – туристами – и дать им возможность повторно оплатить заявки по старой цене? Ведь потребителю и так придется в конечном итоге за всё расплачиваться самому.