Как изменится рынок туров в Таиланд
За последние полгода, с марта по август, турпоток из России в Таиланд сократился вдвое – на 50,3% – такова статистика тайского министерства туризма и спорта. Удастся ли тайцам удержать качество услуг, оказываемых туристам в стране, а нашим туроператорам не уйти в минус? – ответы на эти вопросы искал в августе корреспондент HotLine.travel.
Первым делом самолеты
Туроператоры отмечают, что летний сезон закончился на достаточно оптимистичной ноте: у тех, кто сократил емкости вдвое, глубина продаж была неплохой. Однако последняя неделя августа спутала планы и компаний, и их клиентов. Скачок курса валют, как гром среди и так-то не слишком ясного августовского неба, особенно сильно ударил по дальнемагистральным направлениям. По словам представителей туроператоров, кроме единичных броней на Новый год, похвастаться пока нечем. Ожидается, что продажи пойдут ближе к ноябрю, но даже наиболее оптимистично настроенные эксперты уверены: надо готовиться к дальнейшему снижению спроса.
Как следствие, туроператоры столкнулись с очень непростой задачей планирования своей работы на падающем рынке. Для всех очевидно, что риски необходимо минимизировать.
Например, в TEZ Tour ждут 50%-ного сокращения рынка туров в Таиланд и, соответственно, урезают полетные программы из регионов вдвое. Рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга туроператор тоже собирается проредить. «Натали Турс» планирует сократить полетные программы из регионов, сохранив вылеты только из Москвы, Екатеринбурга и Новосибирска, рассказал президент компании Владимир Воробьев.
В «Библио Глобусе» поначалу планировали сохранить зимнюю перевозку в объемах прошлого сезона, однако резкое падение рубля смешало все карты. Туроператор занял выжидательную позицию. Накануне осени рынку было известно только то, что «Библио Глобус» планирует продолжить сотрудничество с «Трансаэро». Туроператор даже выпустил на эту тему пресс-релиз, желая поддержать своего партнера в условиях обилия негативных публикаций о его финансовом состоянии.
Эксперты уверены, что этот перевозчик остается одним из ключевых на тайском направлении. И очевидно, что именно от его планов и от цен, которые выставят другие регулярные авиакомпании, во многом будет зависеть конкурентный расклад.
Цены – одна из главных интриг предстоящего сезона, подчеркивают топ-менеджеры туроператоров. Коммерческий директор TEZ Tour Александр Буртин уверен, что от перевозчиков поступят более выгодные тарифы на регулярные рейсы, которые дадут возможность делать адекватные предложения как группам, так и индивидуальным туристам. Однако по состоянию на конец августа переговоры продолжались, и конкретной информации о послаблениях для туроператоров на рынке не было.
Было известно только то, что «Аэрофлот» сохранит 14 рейсов в неделю из Москвы в Бангкок, сократит частотность только на Пхукет – с прошлогодних 5 до 3. При этом на торги блоки мест в этом году «Аэрофлот» не выставлял – вместо этого игроки рынка получили обещание туроператорских тарифов.
«Строить более или менее конкретные планы сейчас могут только те туроператоры, кому необходимо загрузить борта аффилированных перевозчиков», – делают вывод в «Библио Глобусе».
Как подтверждение этих слов, в августе уже была сверстана полетная программа «Пегас Туристик», причем туроператор оставил почти те же объемы, что и прошлой зимой – сокращение относительно сезона 2013-2014 – в пределах 10%. «География сохранена полностью: туристов повезем на Nord Wind и Pegas Fly из 28 городов», – рассказала гендиректор компании Анна Подгорная.
Вообще «большие турки» консолидируются на данном направлении и используют крылья друг друга, чтобы сохранить обширную географию вылетов. В ANEX Tour рассказали, что рейсы этой зимой будут осуществляться из 28 городов – против 25 в прошлом сезоне. В компании объясняют это позитивными показателями продаж: к концу августа удалось реализовать такое же количество туров, как и за аналогичный период прошлого года.
Отельеры скидок не дадут
В продолжение темы минимизации рисков можно сказать, что перед началом сезона туроператоры не готовы «закачивать» деньги в тайские отели. И если прошлой зимой на этой почве разворачивались нешуточные бои – российские компании точно так же пытались не брать на себя жестких обязательств, а отельеры старались «прогнуть» их на предоплату, – то сейчас все тихо. Видимо, в Таиланде поняли, что туроператоры будут работать по своим правилам – или никак.
По словам самих отельеров, относительно России у них иллюзий нет: еще прошлой зимой им стало ясно, что турпоток не восстановить.
Скидками и спецпредложениями возвращать российских туристов они не планируют. «Какие-то SPO для российских туроператоров, разумеется, есть, но это разовые предложения, мы ни на что особенно не рассчитываем, – откровенно заявляет директор по международным продажам отельной группы Royal Cliff Виктор Кривенцов. – 80% стоимости тура в Таиланд – это авиабилет, поэтому даже если отель даст скидку 50%, общая цена почти не изменится, так что смысла в этом нет».
Пока потеряла актуальность и борьба за квоты мест в отелях между самими туроператорами – большинство из них уже не пытается подвинуть конкурента, забрав у него лучший отель, а мыслит соответственно сегодняшней действительности: будет день, будет пища. Пока объем «пищи», то есть турпотока, неизвестен – вступать в драку не резон.
Кроме того, игроки рынка прогнозируют, что наши соотечественники, которые все-таки приедут в Таиланд, будут меньше тратиться на экскурсии и покупки в магазинах. Еще в прошлом сезоне стало ясно, что денег на это особо нет. Следовательно, грядет сокращение и гидов в принимающих компаниях, и обслуживающего персонала в целом. Александр Буртин говорит: «Держать большое количество персонала в условиях падающего турпотока не имеет никакого смысла – разумеется, все будут так или иначе оптимизировать эту графу расходов».
Таиланду быть!
Все это, впрочем, не означает, что сами тайцы вслед за российскими коллегами пойдут на беспрецедентную оптимизацию затрат, сократив расходы на сервис, оказываемый туристам. Статистика тайского министерства туризма показала, что падение турпотока из России с лихвой компенсировано притоком новых гостей из Китая и Малайзии. Так что в Таиланде в целом все не так и плохо.
Да и из России платежеспособные клиенты все равно поедут. Хотя бы потому, что цены на туры Таиланда в этом году будут гораздо более конкурентоспособными, чем на другие экзотические направления. Прямой перевозки в Индонезию уже нет. Наверняка уменьшится объем на Доминикану, Мексику и Кубу. Как следствие, турпоток перераспределится, в том числе и на тайские курорты.
Скорее всего, с направления уйдет клиентура среднего класса: Таиланд – все-таки не Турция, там практически нет туров all inclusive, а платить такие деньги за перелет, чтобы потом еще ежедневно раскошеливаться на обеды и ужины при нынешнем курсе желающих будет немного. Туроператоры делают вывод: в дешевые отели – «трешки» – поедут туристы с Дальнего Востока, для которых Таиланд сродни Египту из-за недорогого перелета, а в дорогие – традиционные приверженцы направления, которые и сегодня могут позволить себе 5 звезд. Последние преимущественно будут летать из центральной России. Именно поэтому многие сегодня размышляют над тем, чтобы предложить региональным клиентам стыковочные вылеты из Москвы.
Александр Буртин отмечает, что если туроператорам удастся правильно оптимизироваться, а перевозчики предложат адекватные цены, то даже в нынешних нелегких экономических условиях можно рассчитывать на финансово успешный сезон. В ANEX Tour считают, что Таиланд на данный момент почти не имеет конкурентов по части экономичного зимнего отдыха – и это обеспечит направлению спрос, несмотря ни на что. «Спрос на Таиланд сохранится даже в том случае, если курс рубля к доллару зафиксируется на достаточно высоких значениях - человеческая психология такова, что привыкание к новым обстоятельствам наступает довольно быстро, особенно по таким популярным направлениям, таким как Таиланд», - подтверждает Константин Кинель, руководитель службы маркетинга Представительства Туристического управления Таиланда в Москве.