logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 01 февраля 2007

Вас посчитали!

<p>Отраслевые рейтинги в любой сфере бизнеса становятся предметом острой полемики. В этой публикации руководители авторитетных маркетинговых и социологических компаний рассказывают о том, в каких аспектах и почему их исследования &laquo;задевают&raquo; аудиторию. А также о том, чему не доверяют они сами.</p>

Вас посчитали!

Страсти по рейтингам

Отраслевые рейтинги в любой сфере бизнеса становятся предметом острой полемики. В этой публикации руководители авторитетных маркетинговых и социологических компаний рассказывают о том, в каких аспектах и почему их исследования «задевают» аудиторию. А также о том, чему не доверяют они сами.

Когда приз – миллион долларов
Рейтинги. Кому это надо

Не от сохи

Ценность рейтингов как таковых ни у кого не вызывает сомнения. Ведь в чистом виде это система координат, по которой бизнесмен может уточнить свое место в отрасли, понять, какие позиции занимают конку ренты, а главное – с какой скоростью и в каком направлении меняются их показатели. «Такие ориентиры для компании особенно важны, если она оторвана от «сохи и станка» и ее рыночный вес не может быть определен простым подсчетом вы пускаемой продукции, – говорит руководитель группы рейтингов агентства «Эксперт РА» Александр Воронин. – Неслучайно такие исследования очень востребованы в сфере страхования, консалтинга и других услуговых отраслей». Ну и конечно, в политике, СМИ, шоубизнесе и т. д.

Издания, публикующие ранжированные списки, привлекают дополнительный интерес читателей. Не только за счет маркетинговой ценности этого информационного продукта, но еще и потому, что он очень удобен для восприятия. Читатель – даже весьма продвинутый и любознательный – нынче крайне занят и не всегда способен «доле теть до середины» аналитической статьи. А если те же сведения ему предлагают в рейтинговом форма те, они схватываются легко и непринужденно.

Однако ошибется тот, кто решит, что исследования – простой и недорогой способ завоевания популярности. «Прежде всего рейтинги могут принести составителю или издателю большие проблемы, – говорит президент ИС «БАНКО» Татьяна Дмитрова. – Ведь представления людей и компаний о том, какого места они достойны, не всегда совпадают с данными опросов. Если говорить о нашем опыте, то у нас было немало примеров, когда компании отказывались от публикаций в журнале «Горячая линия. Туризм» «из-за наших рейтингов» и надеялись, что мы все-таки сдадимся и по ставим их на желаемую строку». Такой мораторий иногда длится несколько лет, но чаще всего здравый смысл побеждает – рекламодатели понимают, что они сами себя незаслуженно наказывают, лишаясь эффективной медиаплощадки.

Терпение и труд

Через это проходит любая организация, взявшаяся за составление рейтингов. Естественно, ведь для тех, кого подвергают ранжированию, почетное место в топлисте – это не только имиджевое достижение, но порой и трамплин для дальнейшего развития бизнеса.

Комментирует Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов, член совета директоров исследовательского холдинга Pomir, партнер консалтинговой компании Semperia: «Смысл качественного анализа – не баловство в PRцелях. Цена вопроса гораздо выше. Вот конкретный пример: банк на месяц хочет взять кредит в $100 млн. Если у него высокий рейтинг надежности, он получит процентную ставку, скажем, 0,5% (6% годовых) и заплатит в итоге $500 тыс. Если рейтинг низкий, ему выставят 1,5% (20% годовых – трехкратной премией за риск), что в итоге выльется в $1,5 млн. процентных платежей за месяц. Вот миллион долларов – тот приз, ради которого стоит мучиться». В смысле терпеть, когда вас «считают».

Согласитесь, неудивительно, что компании, разочарованные результатами исследований, обвиняют их составителей в ангажированности. Впрочем, иногда такие заявления небезосновательны. «Не секрет, что не которые рейтинговые агент­ства имеют «теневых спонсо­ров», и тогда их данные мо­гут быть далеки от истины, -признает магистр политиче­ских наук, председатель сове­та Корпорации социального дизайна Алексей Блинов. -Причем подобное может происходить даже на между­народном уровне. Однако чаще составители предпочи­тают оставаться независи­мыми, работая в первую оче­редь на репутацию - свою и своего продукта».

Реноме рейтингов скла­дывается не в один момент -на это уходит минимум два-три года. Ведь аудитория должна убедиться в том, что информация представлена действительно незаинтере­сованной стороной. «Нуж­но показать, что твои мар­кетинговые исследования -это серьезно, системно и надолго», - комментиру­ет Александр Воронин. Алексей Блинов продолжа­ет: «Ну а в тех случаях, ког­да составителя обвиняют в необъективности, надо анализировать методоло­гию рейтингов».

«А вообще, мы просто должны делать все по-чест­ному, - подытоживает ди­ректор по исследованиям фонда «Общественное мне­ние» Елена Петренко. - Хо­тя нас, например, журналис­ты «склоняют» постоянно. Особенно в ситуации, ког­да рейтинги базируются не на финансовых показа­телях или других «осязае­мых» критериях, а на ос­нове данных экспертного опроса».

На то они и эксперты

Казалось бы, проще руковод­ствоваться цифрами, неже­ли оценочными суждениями, но порой это невозможно. И тогда ранжирование осу­ществляется на основе социо­логических исследований или экспертных опросов. «Например, так мы поступа­ем, когда формируем рей­тинги наиболее влиятельных политиков и бизнесменов», -поясняет Александр Салагаев. председатель Ассоциации региональных маркетинго­вых и социологических цент­ров России.

Аналогичный подход ис­пользуют в исследовании конкурентной среды, струк­туры профессиональных групп - в том числе и при составлении отраслевых рей­тингов ИС «БАНКО». Спе­циалисты турбизнеса отдают свои голоса за те компа­нии, сотрудничество с кото­рыми считают для себя наи­более предпочтительным (почему был выбран имен­но этот вариант ранжирова­ния, см. на стр. 18). Можно ли считать объективными данные, полученные в ходе экспертных опросов?

«Да. Ведь эксперты, на­верно, не зря являются та­ковыми, - утверждает Алек­сей Блинов. - Давая оценку, они руководствуются про­фессиональным опытом». «Напрасно некоторые дума­ют, что если годовой оборот или количество клиентов компании - материальный показатель, то суждения партнеров об эффективнос­ти сотрудничества с ней -нет, - замечает Елена Пет­ренко. - Общественное мне­ние очень даже материаль­но, если оно статистически достоверно».

Остерегайтесь подделок

А вот чему специалисты не доверяют категорически, так это «самодеятельным» интернет-опросам, которы­ми компании часто пыта­ются заменить полноцен­ные маркетинговые иссле­дования.

«Извините, но Интернет -это большая помойка, - улы­бается Александр Воронин. - При таком методе мы не зна­ем, какова выборка респон­дентов, насколько она со­ответствует требованиям объективности. Результаты голосования в Сети можно учитывать, но только в каче­стве дополнительных сведе­ний, не более».

«Например, если РБК каждый день у себя на сайте вывешивает новый вопрос, то это не исследование, -подтверждает Игорь Бере-зин. - Это очень удачный способ поддержать контакт с целевой аудиторией. Ни­какого отношения к социологии, маркетингу это не имеет, потому что мы не зна­ем главного - что такое ге­неральная совокупность тех, кто туда заходит, и как этот контингент «голосующих» соотносится с упомянутой совокупностью. Даже если на вопрос ответят 25 тыс. человек, они не составят вы­борки. Это будут просто лю­ди, которым нечего делать - они от скуки нажимают на кнопки клавиатуры. Ни нам, ни РБК неизвестно, сколько среди них мужчин и жен­щин, к какой возрастной ка­тегории они относятся, ка­кие у них доходы, есть ли у них дети, домашние жи­вотные и т. д.».

Александр Салагаев вы­сказывается в том же ключе: опросы в Интернете, как пра­вило, нерепрезентативны. Впрочем, следует оговорить­ся: во Всемирной паутине существуют ресурсы, специа­лизирующиеся именно на маркетинге и социологии, это уже ближе к истине. В та­ком формате опросу предше­ствует техническое задание, в котором описано, с какой целью проводится исследова­ние, представлен не только четкий список вопросов, но и гипотезы к каждому из них, которые проверяются, или, говоря научным языком, ве­рифицируются, обозначена генеральная совокупность респондентов, из которой бу­дет сделана выборка... «Здесь Интернет используется как средство донести анкету до респондента и получить ее заполненной назад, - подыто­живает Игорь Березин. - Это, как и прочие способы (теле­фон, почта, личный контакт), имеет свои плюсы и минусы, хотя приверженцы классиче­ских методов изучения обще­ственного мнения считают, что недостатков пока больше. Но лет через пять, максимум десять - большинство массо­вых опросов у нас в России (как и на Западе) будут про­водить с помощью мобиль­ных технологий».

  • Обзоры и аналитика
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора

Обзоры и аналитика

03/09/2025
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
«Не тур, а марш-бросок»: туристка требует вернуть 157 тысяч рублей за поездку к Деду Морозу
«Не тур, а марш-бросок»: туристка требует вернуть 157 тысяч рублей за поездку к Деду Морозу

Обзоры и аналитика

28/01/2025
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение