В связи с крахом «Невы» в этих грехах обвиняют всю туротрасль
«Нева» иссохла из-за жадности, лени и плохого менеджмента». 23 июля под таким заголовком «Коммерсантъ» опубликовал статью известного телеведущего НТВ Антона Хрекова. Проблемы туроператора автор экстраполирует на весь турбизнес. Что ж, имеет право – в конце 90-х г-н Хреков зарабатывал в турфирме.
В заметке автор признается в искушении упомянуть скандальные вехи «Невы», ну, например, обвинения в вывозе проституток в Финляндию в начале 2000-х. Но лукавый не попутал: причины крахов туроператоров называются именно те, которые вынесены в заголовок, – жадность, лень, некомпетентность. Так, под жадностью подразумевается нецелевое использование средств, предназначенных для расчетов, в том числе с зарубежными партнерами, – манипуляции с ценными бумагами, недвижимостью и т. п. Лень выражается в косности бизнеса, технологии которого застряли в прошедшем столетии. Ну а худость менеджмента – в оптимизации деятельности путем найма дешевого персонала и повышении комиссионных вознаграждений – «древнерусский способ затыкать кассовый разрыв», как выразился г-н Хреков. Впрочем, справедливости ради он упомянул и чисто объективные проблемы, в том числе ухудшение политико-экономической ситуации.
В онлайн-журнале HotLine.travel редакция провела опрос: «Заслуживает ли турбизнес авторской оценки «жадный, ленивый, некомпетентный?» Примечательно, что многие читатели согласны с Хрековым. В ходе опроса довольно продолжительное время лидировали первые два варианта ответов: компромиссный «В чем-то автор прав…» и категоричный «Да, мы жадные и ленивые». Точку зрения Хрекова в отношении «Невы» поддержали и в комментариях, появлявшихся под опросом на сайте. «Про худость менеджмента сказано верно, а про повышение комиссионных вознаграждений как-то ушли в сторону. Нева в последнее время максимально открещивалась от туристических агентств в нашем регионе и делала ставку на прямую работу с клиентом, в том числе и корпоративным, что и подвело ее вкупе с той самою худостью менеджмента», - делится наблюдениями пользователь Эдуард Замалеев. «Как можно обанкротиться, имея офисы в собственности, сеть агентств и выгодные направления, уж не говоря о том, что в самом Петербурге всегда есть возможность хорошо зарабатывать в сфере туризма. Так что не верю в банкротство, здесь какие-то другие дела, но пусть этим занимаются компетентные органы. Хотя, думаю, и этим ничего не будет, как «Капиталу» и «Ланте»...» – замечает Елена Кравченко в своем комментарии. Ей вторит Ольга Эргардт: «Мы с туристом все проплатили, сидим радостные в ожидании поездки, а деньги где-то крутятся, что-то затыкается, не доходя до конечного адресата… То есть ТА перед ТО и туристом все обязательства выполнили, а что творится в самих ТО – черт ногу сломит. Так что «жадность» и «неэффективность», может, еще и не слишком жесткие слова».
Впрочем, высказывается и такое мнение: перечисленные слабости не «достояние» отдельно взятой отрасли под названием «туризм». В них с уверенностью можно обвинить любой другой сектор экономики.