Мнения о выставках, виды на сезон и другие темы
Осень нынешнего года отметилась очередным шагом в развитии конкурентной борьбы между организаторами международных туристических выставок, за одной из которых стоит англо-австрийский союз ITE и MSI (их площадка – Экспоцентр), а за другой – отечественная компания «Евроэкспо» при поддержке федеральных отраслевых властей (площадка – «Крокус Экспо»). В результате 13-й «Отдых» раздвоился и состоялся почти одновременно в разных местах. Нужно ли говорить, что многие посетители так и не разобрались, куда же они пришли и где найдут интересующих партнеров. Ну а экспоненты до последнего не знали, каким окажется интерес к выставкам со стороны гостей. Впрочем, этот вопрос не получил однозначного ответа и по завершении «Отдыхов»: одни лучше отзывались об Экспоцентре, другие радовались своему присутствию в «Крокусе». Но в любом случае, сам факт одновременного проведения двух осенних форумов абсолютное большинство участников рынка посчитали излишним и экономически невыгодным для себя. Впрочем, читайте об этом сами в статье, собранной из цитат участников и посетителей столичных выставок. Здесь же вы найдете мнения и по другим темам, подслушанные в кулуарах Экспоцентра и «Крокус Экспо» корреспондентами «ГЛ».
О выставках
Страдания усталого экспонента: «Две выставки одновременно – тяжело! Все до последнего ломали голову: в какой участвовать, куда пойти? Вдруг просчитаешься? В итоге пошли на обе. Но это практически непосильные траты денег и сил».
Трудность выбора: «Сейчас все только и говорят про то, что выставок стало две. Так что я участвую в обеих. В «Крокусе» – не потому, что кто-то мне позвонил, что-то сказал и заставил, как сейчас модно считать. Я, если хотите знать, даже не член АТОР. …Просто здесь состав участников представительней и экспозиционная площадь дешевле, чем в Экспоцентре. А на Красной Пресне тоже есть резон выставляться – центр, ничего не попишешь. Но, хочу вам сказать, так долго продолжаться не может, в следующем году желающих поучаствовать в двух «Отдыхах», наверное, не будет – не тянем мы это по деньгам...».
Оператор по Турции: «Я сам захотел выставляться в «Крокусе», потому что убежден: за этой площадкой будущее. А когда здесь откроется станция метро, ни у кого не останется сомнений, что тут лучше».
Иностранный участник: «Я – где конкуренты. Мне предлагали экспонироваться в «Отдыхе», который в «Крокусе». Но я отказался, потому что все компании из Перу и других латиноамериканских стран – в Экспоцентре. Представляете, как бы выглядело, если б я один выбрал ту выставку?»
Российский участник: «Компании, сделавшие выбор в пользу Экспоцентра, может, тактически и не проиграли – все же народ туда пришел. Но наверняка сделали неправильный стратегический ход. Сейчас административный ресурс имеет такую силу, что никакие рыночные обоснования его не перебьют. А с властями надо дружить».
Другой российский участник: «Зря многие мечтают, чтобы осталась одна выставка – потом мы же сами будем стонать от безальтернативности. Кто бы из организаторов ни остался, обязательно закрутит гайки. Так что лучший вариант – каждой выставке найти свое лицо и свою полезность для нас».
Споры и мечты о чартерах
Услышано от оператора по ОАЭ: «ТО ставят чартерные цепочки на восток страны: «Мостравел» – в Фуджейру, а «Русский Экспресс» – в Рас-эль-Хайму. Непонятно, зачем. Особого спроса на эти регионы нет. К тому же в Дубай летает множество рейсов, а оттуда за два часа можно легко добраться до восточных эмиратов. Впрочем, насколько я знаю, «Мостравел» собирается предложить низкие цены на размещение в только что открывшемся в Фуджейре Iberotel…».
В продолжение темы: «По-моему, чартер в Фуджейру перспективен. Эмират активно развивается в последнее время, там скоро будет курортная зона с хорошей инфраструктурой. Уже в следующем году откроется около 10–15 гостиниц, хотя в прошлом была всего одна. Да и потом, я сам слышал, что помимо «Мостравел» кое-кто еще из операторов собирался туда ставить в ближайшее время свой рейс».
Нужен ли чартер в Шри-Ланку? «Авиачартер» консолидирует в этом году цепочку в Шри-Ланку (аэропорт Коломбо) с конца декабря по конец марта. Вокруг этой программы много шума. Блочники утверждают, что у рейса масса преимуществ: беспосадочный перелет, более низкая стоимость по сравнению с регуляркой. А я вот считаю, что блоки на регулярке все равно будут продаваться лучше. У чартера периодичность неудобная – вылеты раз в семь дней, хотя туристы предпочитают проводить в Шри-Ланке 10–12 дней. Неделя – мало, две – много и дорого. Да и попробуйте загрузить самолет в низкие даты! Основной-то спрос приходится на новогодние праздники. Посмотрим, как будет заказчик выкручиваться».
О лихорадке на иорданском направлении: «В Акабу по цепочке ставят «Бюро Путешествий Южный Крест» и «Артиспейс». Идея с одной стороны хорошая, ведь спрос на направление растет. Кажется, офис по туризму Иордании даже выделил консолидаторам какой-то бюджет на эти программы. Но там ведь отелей штук пять, включая городские! Разве можно наращивать перевозку при такой гостиничной базе? Дело закончится тем, что операторы просто передерутся за комнаты».
Женевский интерес – кто к кому сядет: «Спектрум» планирует организовать свою цепочку в Женеву. В том году туда летали «Асент Трэвел» и «Эрцог». Сейчас «Асент» вроде в Сьон собирается поднимать самолет, а вот «Эрцог» по-прежнему метит в Женеву. Но не факт, что «Спектрум» его туда пустит. Интересно, что в итоге сделает «Эрцог»... Может, возьмет места на борту «Спектрума»?».
Оману нужна перевозка: «В том году только Space Travel ставил чартер Москва – Маскат, да и то на Новый год. В остальное время до Омана можно добраться лишь регулярными стыковочными рейсами, например через Дубай. Прямой перелет в Оман позволил бы увеличить поток россиян в несколько раз. Поскольку оформление визы в эту страну занимает примерно столько же времени, сколько и в Эмираты, то направление может смело конкурировать с ними. Хочется надеяться, что со своим чартером выйдет кто-нибудь еще. Только вот кто?».
Операторы по Норвегии: «Дискаунтер Norwegian Air Shuttle пытается раскрутить себя на российском рынке и составить конкуренцию «Аэрофлоту». Но тот не позволяет слишком снижать цены на маршруте Москва – Осло. Неизвестно, какие тарифы лоукостер выставит блочникам. Ну и ладно, мы подождем до февраля, посмотрим, как будет работать Norwegian, а если он так ничего и не добьется, поставим свои чартеры. Не пропадем».
Вопрос, волнующий шведов: «У норвежцев-то хоть Norwegian Air Shuttle есть. А к нам в Стокгольм летают только «Аэрофлот» и SAS. Бюджетный перевозчик Blue One мог бы совершать рейсы Москва – Стокгольм. Да кто его пустит? Опять эта ваша жесткая политика. Зато из Питера в один прекрасный день он выйдет, и никто ему не помешает. Там нет такой заслонки, как в Москве».
Земли на всех не хватит – грядущие проблемы с номерным фондом
Головная боль индийских принимающих компаний: «В Гоа обострился дефицит отелей. Все скупили британцы, русским места не осталось. Мы больше не можем принимать ваших туристов в течение двух недель. Семь дней в Гоа – еще ничего, а оставшееся время придется проводить где-нибудь в Керале, например. Пора русским туроператорам перестраивать программы».
Индус – о приоритете для русского рынка: «Я вот считаю, что на Гоа британцам не надо давать много комнат. Потенциал вашей страны куда мощнее. Но кому это докажешь? Уже сейчас почти все гостиницы на Новый год проданы, а мне продолжают звонить партнеры и спрашивать, не осталось ли для них чего-нибудь».
В ОАЭ не знают, где брать «наземку»: «Ко мне подходили партнеры, спрашивали, есть ли места в Дубайских гостиницах. Но там всего 40 тыс. комнат, этого мало. Я думаю, раньше чем через два года (за которые количество номеров должно удвоиться) проблему не решим».
О несовершенстве инфраструктуры Таиланда: «Турпотоки из России поднялись до такой степени, что превысили «предцунамный» уровень. В этом сезоне наша компания ожидает около 20 тыс. клиентов (год назад было 15 тыс.). Сложность в том, что основной спрос приходится на Паттайю, а там – дефицит гостиничной базы. Отели строятся очень медленно».
И Болгарии: «Главный вопрос, который нас всех волнует, – хватит ли отелей на болгарских горнолыжных курортах. Особенно в Банско, потому что именно туда устремляется большинство русских туристов. Это и понятно, там трассы лучше, чем в Пампорове и Боровце. Вот сейчас веду переговоры с операторами о том, кто сколько квот планирует взять».
Оптимизм в отношении Иордании: «Отелей в Акабе, конечно, маловато, но ведь строятся новые! Я думаю, консолидаторам хватит места. Главное – взять гарантированные квоты. Да и потом, можно организовать для туристов всего несколько дней отдыха на Красном море в Акабе, а потом повезти их в Петру на экскурсию. Проблема с номерным фондом не будет так остро ощущаться».
Горячие направления зимы – микс из разных стрессов
О Египте – «накаркали»: «Глубина продаж в этом году невероятная: туры на Новый год уже давно реализуются. На протяжении всего зимнего сезона будет сложно с «наземкой» и в Хургаде, и в Шарм-эш-Шейхе, особенно тем, у кого нет больших комитментов. Даже сейчас направление битком набито. Ураза-байрам выпал на 10-е числа октября, и до 20-го комнат вообще не было, а мест на самолетах – полно. Хотя год назад нам еще сильней досталось – праздник тогда пришелся на школьные каникулы. Чувствую я, добром это не кончится».
Мелкие фирмы хотят возить туристов в Таиланд: «После отмены лицензирования в России появилось много непонятных турфирм, которые без фингарантий пытаются отправлять клиентов в Таиланд. Скорее всего, это просто новые агентства, которые совершенно не знают специфики бизнеса. Тайские принимающие компании, правда, просекли, что у них нет номеров в Федеральном реестре, и отказывают им в сотрудничестве».
Претензии к российским операторам по Таиланду от принимающего партнера: «Почему-то даже в известных операторских фирмах стало много неквалифицированных сотрудников. Они путают цифры и даты при бронировании, не могут вовремя перевести деньги за комнаты в отелях и вообще проявляют крайнюю степень безответственности. Моя компания даже порвала контракты с отдельными игроками. Я лично из всего этого сделал вывод: выгоднее и проще вообще обходиться без отправляющих фирм. Ведь можно продавать туры российским клиентам напрямую через Интернет».
Гоа как приманка: «Вообще, Гоа был нужен лишь для того, чтобы раскрутить Индию как направление на российском рынке. Это была приманка. Теперь пора идти дальше. Нас уже поддержали КАПИТАЛ ТУР, ДЕО, «Нева», «ТурЭнергоСервис».
Индийская принимающая компания переживает: «Слишком много негатива о Гоа выливается на российский рынок. А все потому, что некоторые туристы останавливаются в низкокачественных «двушках» на севере штата, приезжают домой и рассказывают, как там все ужасно. Хоть вы-то объясните людям, что это неправда».
О Восточной Европе: «Горнолыжные курорты этого региона больше не в моде. Вот PAC Group от зимней Болгарии отказался. И кое-кто из игроков собирается уйти с рынка лыжной Словакии. Все это неслучайно».
Вьетнамские страсти: «Трансаэро» слишком занижает цены на перевозку. Vietnam Airlines от этого страдают. А самое страшное, что некоторые операторы, которые под трансаэровский чартер делают программы, откровенно халтурят и ломают нам бизнес. Везут туристов в деревню, где смотреть нечего, зато близко от аэропорта, и там кидают. Те возвращаются, естественно, недовольные и говорят: эта страна не приспособлена для туризма».
«Клубное» разочарование: «Такие планы строили на сезон! А тут руководство сети отелей Club Med снизило комиссию своим субагентам в России с 8 до 3%. Теперь никто не захочет продавать этот продукт. Club Med на это решился, потому что сильно потратился на реконструкцию городков. Да и многие клиенты напрямую обращаются в его московское представительство. Вроде как субагенты и не нужны. Как теперь работать?».
Интрига на французском рынке: «В горнолыжном сегменте снова будут существовать два пула операторов. «Альпийский альянс» – в прежнем составе. А вот «Французский клуб» – пока неизвестно. Год назад из его состава вышел «Эрцог», поставив свою цепочку. Сейчас, я слышал, там какие-то недомолвки. Может, еще один раскол произойдет и кто-то из «французов» с собственным чартером выйдет отдельно от клуба? Вроде они договориться друг с другом никак не могут».
Таллинцы в панике: «Скандал с бронзовым солдатом ударил по туризму. За летний сезон потоки из России упали вдвое по сравнению с прошлым годом. И насколько я знаю, продолжаются отказы в визах россиянам моложе 30 лет... Но туризм-то должен развиваться! Сейчас идет бронирование туров на Новый год, и если консульство не одумается, убытки будут большими».
Проверяют операторов: «Говорят, ОВД начал тотальные проверки в туроператорских компаниях. Насколько я знаю, уже приходили в Space Travel, «Натали Турс» и «Интурист». Интересовались, не используются ли пиратские компьютерные программы, все ли в порядке с документацией фирмы, складскими помещениями. С чего бы это? Наверно, конкуренты навели…».