Как РЖД пытается привлечь заказчиков из турбизнеса? Нужны ли ж/д перевозки вашим клиентам?
На финском направлении переполох. По инициативе сверху меняется порядок организации новогодних ж/д чартеров в Рованиеми и Копио. Туроператорам предложено заказывать рейсы через единого брокера – «РЖД-тур». В чем смысл маневра РЖД на финском направлении?
Внучки и дочки
Раньше перевозку организовывали через разных посредников, которых вокруг госкорпорации множество. Например, «Лабиринт» – через «Транс-Сервис», DSBW Tours – через «РЖД-Северо-Запад». Эти и другие компании когда-то были образованы при РЖД, потом сменили собственников или как-то иначе отдалились от «трубы» – словом, сейчас прямого отношения к железной дороге не имеют. Максимум связи на уровне менеджмента и широко известную комбинацию из трех букв в названии.
А «РЖД-тур» – это, можно сказать, родная внучка самой госкорпорации. То есть дочка «Федеральной пассажирской компании» (ФПК), которая входит в структуру ОАО РЖД).
Общий замысел финского маневра понятен: оттеснить от процесса «неродных» посредников, чтобы повысить собственную маржу.
Но тут рубить сплеча опасно – возможны неприятности с антимонопольными органами. В прессе и так уже поднимается негативная волна против «РЖД-тур»: сообщается, в частности, что РСТ собирает документы для возбуждения в отношении этой компании иска об ограничения конкуренции.
Поэтому госкорпорация не стала жестко выводить неугодных ей сегодня посредников из игры на финском направлении. А просто через своего брокера предложила конечным заказчикам более выгодные условия сотрудничества.
Карен Гончаров, гендиректор DSBW, признает: цены у «РЖД-тур» ниже, чем были в прошлом году у «РЖД-Северо-Запад». Плюс есть надежда получить качественный подвижной состав. «Раньше с нами никто в «Федеральной пассажирской компании» даже не разговаривал. А теперь люди, которые непосредственно распоряжаются транспортным активом, лично говорят нам, что все будет в порядке – удобная нитка, чтобы поезда быстро шли, новые вагоны. В этом я вижу некоторый позитив. Так что ждем нового года и смотрим, будут ли выполнены обещания».
В чем подвох?
Сомнение, которое звучит в словах г-на Гончарова, вполне понятно. У РЖД и раньше бывали поползновения как-то законтачиться с бизнесом, но дальше слов дело не шло.
С другой стороны, как отклонить предложение, исходящее от госкорпорации? Вдруг она все-таки отрежет от «трубы» сторонних посредников?
Никто из четырех туроператоров, которые заказывают чартеры в Финляндию, не стал рисковать. Все они – PAC Group, DSBW, «Квинта-Тур» и «Лабиринт» – в июне подписали меморандум о сотрудничестве с рекомендованным брокером. В торжественной обстановке. (Представляете?)
А 2 июля гендиректор «РЖД-тур» Сергей Ильягуев сообщил, что трое из четверых потенциальных заказчиков уже направили свои предварительные заявки на чартерную программу. Молчала на тот момент лишь «Квинта-тур», но и от нее ждали информации со дня на день.
Между тем некоторые заказчики все же пока не рвут отношений со «сторонними брокерами». Например, «Лабиринт» примерно половину объемов планирует заказать через «Транс-Сервис». «Старый друг тоже имеет значение», – говорит коммерческий директор туроператорской компании Татьяна Зотова.
На самом деле речь здесь, конечно, идет о диверсификации рисков. Потому что у всех вопрос: какова вероятность, что обещания ФПК и «РЖД-тур» будут выполнены на практике?
Пора меняться
Вообще у железной дороги на данный момент есть очень веские основания, чтобы «подружиться с бизнесом». Времена для нее настали сложные. Госкорпорация лишилась бюджетных дотаций на плацкартную перевозку, пришлось повышать цены на этот насущный продукт, что привело к падению спроса. Снижается также загрузка в средне- и высокобюджетном сегменте. Словом, для РЖД настала пора меняться. Зарабатывать. Оптимизировать финансовые потоки. Чем госкорпорация и пытается заниматься. Пертурбации на финском направлении – лишь часть общего плана.
Но достаточно важная часть. Если на этот раз «железка» покажет себя как надежный и предсказуемый партнер, то сможет говорить о дальнейшем развитии отношений с реальным туристическим сектором.



