logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 12 октября 2011

Сократить нельзя оставить

Первая волна увольнений прокатилась по турфирмам осенью прошлого года и к зимнему сезону, казалось, затихла. Но надолго ли? Есть мнение, что в феврале-марте начнутся новые серийные сокращения. Оценивая масштабы осенней чистки рядов, рекрутеры отмечают: численность поступавших к ним резюме в декабре выросла в четыре раза по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Что ждет персонал туротрасли в 2009 г.?

Первая волна увольнений прокатилась по турфирмам осенью прошлого года и к зимнему сезону, казалось, затихла. Но надолго ли? Есть мнение, что в феврале-марте начнутся новые серийные сокращения.

От оптимизации – к ликвидации

Оценивая масштабы осенней чистки рядов, рекрутеры отмечают: численность поступавших к ним резюме в декабре выросла в четыре раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. «Все это были сотрудники, попавшие под сокращение», – говорит Виктор Коротков, директор по персоналу «Асент Трэвел».

Весенняя серия увольнений может оказаться гораздо жестче предыдущей. Так полагает, в частности, Карина Яковлева, гендиректор агентства Business Travel Job. По ее наблюдениям, в период с октября по начало декабря работодатели в основном избавлялись от административно-обслуживающего персонала – личных помощников, секретарей, администраторов, курьеров, IT-специалистов, бухгалтеров, экономистов и т. д., увольняли сотрудников, которых считали неудобными или неэффективными, и топ-менеджеров, взятых для имиджа или по связям, сокращали раздутый штат. Реже прощались и с хорошими профильными специалистами, как правило работающими на конкретный объем или корпоративного клиента. Это могло считаться оптимизацией расходов. А теперь многим руководителям придется сворачивать компании или их отдельные направления, значит, будет высвобождаться качественный персонал.

Сами представители бизнеса разделяют этот прогноз, но с определенными оговорками. «Уже сейчас понятно, что некоторые предприятия близки к финансовому краху и, конечно, их сотрудники весной окажутся в поиске работы», – такое мнение высказал Виктор Тополкараев, руководитель «НТК Интурист». А Елена Дворянчикова, директор по персоналу и тренинг-менеджер компании «Мегаполюс турс», считает, что сокращения будут, но не коснутся лидеров рынка. «Солидные компании уже осенью просчитали свои риски и внесли коррективы в кадровый состав. А если в некоторых турфирмах персонал и останется временно без загрузки, то вряд ли владельцы пойдут на увольнения. Думаю, в таких случаях все ограничится административными отпусками».

Каким бы ни был масштаб кадрового коллапса, эксперты видят в этом и положительные моменты. В отрасли останется только персонал «двойной очистки» – лучшие из лучших. «Если некоторые из таких специалистов и окажутся «в свободном плаванье», то туристические компании, которые крепко стоят на ногах, примут их, даже несмотря на общий дефицит рабочих мест в отрасли», – считает Виктория Иванова, директор по маркетингу и продажам компании «Русский Экс-пресс».

Смотрите, кто подешевел!

По наблюдениям Виктора Тополкараева, до кризиса интеллектуальный ресурс в туризме был сильно переоценен, а теперь ставки падают и работодателям это только на руку. Многие еще осенью сократили фонд заработной платы, а также урезали или вовсе не выплатили обещанные премии и бонусы по итогам года. По оценкам экспертов, в некоторых компаниях доход персонала сократился на 20–40%. Практически исчезло понятие «социальный пакет»: большинство фирм отказались от медицинских страховок, оплаты метро, дотаций за питание. Девизом рынка стала фраза: «Лучший бонус за 2008 год – рабочее место в 2009-м!»

«Перед кризисом в большом дефиците были специалисты по бронированию, продажам и выписке билетов, – приводит пример Карина Яковлева. – Работодатели предлагали им заработную плату до 75 тыс. руб. в месяц и были готовы торговаться между собой за профессионала с хорошим опытом. Теперь же на популярных поисковых порталах соискатели вывешивают резюме с запросом в 35 тысяч рублей». «А на карибском направлении билетчикам вообще предлагают работу от 20 тысяч рублей», – добавил Игорь Васильев, гендиректор Кадрового Центра «Туризм и работа».

Подешевели и услуги специалистов по MICE. В период кризиса в некоторых турфирмах их сокращали целыми отделами, и теперь им очень трудно найти место. Крупные компании, где еще верят в корпоративный туризм, привлекают соответствующих менеджеров за 35–45 тыс. в месяц, хотя раньше они вполне могли рассчитывать на 50–60, а ведущие специалисты на-правления – и на 120. Руководителям отделов продаж все чаще предлагают оклады около 40 тыс. руб., правда, им обещают выплачивать бонусы за эффективную раскрутку турпродукта, то есть платить за результат. «Кроме того, в отрасли повысились требования в подборе персонала, компаниям требуются специалисты-универсалы, знающие и умеющие все», – поделилась наблюдениями Татьяна Тихова, генеральный директор агентства «ТурПерсонал». «Основная часть заказов в кадровых центрах – это замена двух-трех средних сотрудников на одного эффективного», – добавила Карина Яковлева.

Логично было бы предположить, что сотрудникам, которым не хватит рабочих мест по профессии, придется искать себя в других отраслях. Но насколько эффективными будут эти попытки? Дефицит вакансий ощущается практически повсеместно, а если в какой-то сфере и требуются специалисты, то с соответствующим опытом. Как показывает статистика кадровых агентств, миграции персонала из одной отрасли в другую в кризисных обстоятельствах практически нет. Осенью многие сокращенные специалисты финансовой и банковской сфер рассчитывали устроиться на работу в туристические компании. «Но место в туризме нашлось единицам – в основном это бухгалтерские служащие», – констатирует Татьяна Тихова.

Десять лет спустя

Рассказывая о последствиях кризиса, в Кадровом Центре «Туризм и работа» невольно вспомнили 1998 г. Десять лет назад финансовый катаклизм подкосил экономическое состояние туркомпаний до такой степени, что сокращения носили массовый характер, а безработные собирались возле входа в рекрутинговое агентство в огромные очереди. Счастливчики, которым в то время все-таки удавалось вернуться в туризм, были благодарны кадровикам и платили агентству вознаграждение за свое трудоустройство. Потом такая практика упразднилась, и рекрутеры стали получать гонорары только от работодателей.

Современный финансовый кризис пока проходит мягче. Кадровые агентства по-прежнему надеются получить от туроператоров заказы на подбор персонала к летнему сезону, а главными пострадавшими от кризиса считают специалистов с небольшим опытом работы и выпускников профильных учебных заведений, перед которыми офисные двери начали закрывать еще осенью. «Молодых специалистов очень сложно пристроить в туризм, даже на позицию курьеров. Как они будут получать профессиональные навыки – большой вопрос», – резюмирует Игорь Васильев.

  • Обзоры и аналитика
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Турецкий all inclusive под угрозой
Турецкий all inclusive под угрозой

Обзоры и аналитика

31/10/2025
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора

Обзоры и аналитика

03/09/2025
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение