logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 19 апреля 2007

Прямо по курсу - конкурент

Российский круизный рынок окончательно вышел из спячки и работает в режиме непрерывного бодрствования. Иначе не получается – игроков прибывает, вариантов маршрутов не перечесть, а от ровных отношений между конкурентами не осталось и следа.


На одно вакантное место - лишних 200 кают

Прямо по курсу - конкурент
Новые лайнеры ценой в миллионы долларов появляются каждый сезон. А в России находится все больше желающих операторствовать на круизном рынке.
Главная интрига этого года, по признанию экспертов, разворачивается вокруг отправления круизов из питерского порта. Оттуда традиционно стартуют программы по странам Балтии, норвежским фьордам и Северной Европе (включая Англию, Шотландию, Голландию, Бельгию).
В 2006 г. их продавали три российских оператора. «Нептун» реализовывал круизы из Питера на лайнерах Costa Magica (компания Costa Cruises) и MSC Opera (компания MSC), PAC Group плавал на MSC Opera (MSC). Третьим был «Метрополис-тур», который делал собственные морские вояжи из Северной столицы на зафрахтованном теплоходе Grand Victoria.
В 2007 г. направлением заинтересовалась «Натали Турс» в альянсе с Costa Cruises (севера из Санкт-Петербурга до нынешнего сезона в ассортименте оператора не было). Кроме того, в самом Петербурге активизировался еще один участник рынка — Inflot Worldwide, ранее известный как представитель американской судоходной компании с одноименным названием. Inflot заключил контракт главным образом c круизером из США Norwegian Cruise Line (NCL) на продажу его продукта в России, а также со многими известными западными поставщиками.
Вдобавок ко всему PAC Group собирается предлагать морские туры на север из Питера теперь уже на двух кораблях вместо одного (добавляется MSC Lirica) и открыть свою навигацию на месяц раньше — с мая.
Чем же вызван такой ажиотаж? «Мы смело взяли блоки у ряда компаний, суда которых ходят из Петербурга, потому что чувствуем — популярность туров из этого порта очень велика», — прокомментировал ситуацию Геннадий Михайлов, заместитель гендиректора Inflot Worldwide. Такого же мнения придерживаются и другие эксперты. Играет роль и экономия на авиаперелетах, ведь до Северной столицы можно добраться поездом. 

Есть и еще одно неофициальное объяснение всплеску активности. Якобы игроки опасались возникновения дефицита северных программ, вызванного отсутствием у «Метрополиса» в этом сезоне круизов из Питера. В кулуарах говорят,  что «Метрополис» решил отказаться от направления в пользу южных маршрутов и запускать все программы из Сочи. Но Ольга Килимник, гендиректор компании, объясняет происходящее иначе: «Нам пришлось пойти на этот шаг, потому что судовладельцам, у которых мы в этом году берем теплоход „Жасмин“ („Фарах“), неинтересно отправление из Питера. Но в 2008-м мы обязательно возобновим этот проект».
Как бы то ни было, желающих подхватить эстафету оказалось слишком много, даже возникла угроза профицита круизов. «Заявлено примерно 200 кают на 450–500 пассажиров, в среднем каждые 10-12 дней. Это превышает спрос, поэтому места будут гореть», — считает Валентин Елисеев, гендиректор круизного центра «Нептун». И теперь в кулуарах операторы обсуждают шансы друг друга на выполнение планов, рассчитывая, что кто-то из положивших глаз на Питер в последний момент все же передумает. Однако пока никаких обнадеживающих известий на этот счет нет.


Заточить норвежца


Весной этого года в Москву прибыл Олав Люр, директор по маркетингу в странах Восточной Европы норвежской компании Hurtigruten. Первый его визит состоялся еще осенью. Тогда г-н Люр заявил, что намерен найти в столице несколько партнеров-операторов, чтобы продавать через них свой продукт — морские поездки по фьордам Норвегии, Гренландии, к мысу Шпицберген. Но по сути, его предложение не было конкурентоспособным: на лайнерах не предусмотрены развлекательные программы и экскурсии. «Да я и не считаю нашу компанию круизной. У нас иная концепция — сочетание транспортных и туристических услуг. Главное — что мы даем людям возможность созерцать красоту северной природы», — пояснил топ-менеджер. Однако перед летним сезоном-2007 PAC Group и «Атлантис Лайн» сообщили, что готовы заточить услуги Hurtigruten под необходимый стандарт, а именно — создать традиционный пакет, включая экскурсии, на маршрутах из норвежских портов.


Претенденты новой волны

Впрочем, конкуренция обострилась не только на отдельных направлениях, но и в целом — на круизный рынок выходят новые игроки. Эксперты, в частности, активно обсуждают такую фигуру, как VIP Cruise, которая до недавнего времени работала в качестве агента «Нептуна» и других российских компаний. И вот созрела до новых вершин бизнеса — самостоятельной деятельности в качестве оператора.
Есть и еще один новый конкурент — Travel MC. Эта марка появилась в конце прошлого года и помимо работы по массовым направлени-ям фрахтует суда для организации путешествий по европейским рекам. Однако в ближайшее время планирует делать и морские клубные вояжи.

Старожилы оценивают перспективы новых игроков скептически. «Чтобы войти на этот рынок и удержаться, надо быть истинным профессионалом. Пока элементарно заскочить на него не удавалось никому», — говорят эксперты.
Впрочем, есть и альтернативная точка зрения. «Сейчас, когда вступает в силу закон о фингарантиях и быть агентом легче и выгоднее, наличие нового оператора свидетельствует о привлекательности направления и росте популярности круизов в России», — считает Татьяна Коршунова, вице-президент по продвижению продукта Ланта-тур вояж. 


Кто круче?


На круизном рынке крутятся немалые деньги и время от времени активизируется процесс купли-продажи, слияний и поглощений. При этом происхождение компаний остается существенным фактором. Когда-то Costa Cruises и MSC считались «коренными итальянцами», но в 2000 г. Costa приобрели американцы — гигантский холдинг Carnival Corporation. Теперь MSC бравирует своими корнями и правом называться единственной круизной компанией с европейским капиталом. Costa же аргументирует свою «непревзойденность» как раз тесной связью с США.
Впрочем, бывшему итальянскому круизеру приходится выдерживать соперничество и с собратьями по холдингу, например с Princess Cruises и Holland America, которые тоже входят в структуру Carnival Corporation, имея при этом статус самостоятельных игроков. Ну, а сам Carnival соревнуется с другой мировой мегазвездой — Royal Caribbean & Celebrity — тоже, кстати, американской.


Кстати, любопытный нюанс. Собственный продукт, созданный под российского туриста, по-прежнему предлагает лишь «Метрополис». Остальные известные компании — Ланта-тур вояж, «Нептун», «Бриз Лайн», PAC Group, «Натали Турс», «Атлантис Лайн» — в данный момент реализуют круизы зарубежных партнеров, выступая, по существу, их агентами в России. Однако при этом категорически отказываются позиционировать себя в качестве дилеров. «Мы ведь не просто продаем западный продукт, мы организуем русскоязычные программы для наших клиентов, значит, мы полноценные операторы», — можно услышать почти от каждого участника рынка. Зато друг о друге нередко говорят: «Он всего лишь агент».
«Мне все это кажется странным, — говорит Марина Сабашникова, директор круизного департамента Travel MC. — Они дерутся за право реализации зарубежного продукта, в то время как рынку не хватает отечественных круизов».

И кораблем, и языком

Зарубежные игроки тем временем тоже пребывают в боевом настрое. «Круизные компании почти со всех стран мира сейчас стремятся на российский рынок, несмотря на то что недостатка клиентов у них нет», — констатирует Ольга Килимник. «В какой-то момент они поняли, что Россия для них реальна, — добавляет замдиректора „Атлантис Лайн“ Алексей Цыганов. — Это на пресс-конференции подчеркнул и президент Carnival. Думаю, дело в том, что улучшилось благосостояние наших соотечественников».

Конкурентная борьба западников, по словам экспертов, протекает особенно остро. Практически каждый сезон на мировом рынке (включая Россию) появляется одно, а то и два новых судна, стоимость которых измеряется сотнями миллионов долларов. Так, весной 2006 г. Costa Cruises спустила на воду Costa Concordia, а MSC — лайнер MSC Musica. В этом году, в мае, обе компании также должны ввести в эксплуатацию по одному кораблю — MSC Orchestra и Costa Serena.

Впрочем, внимание россиян едва ли привлечешь огромным парком судов: им, по большому счету, все равно, у кого из поставщиков какое. Для россиян куда важнее сервис на родном языке. Поняв это, зарубежные круизеры начали наперегонки переводить объявления и меню в корабельных ресторанах на русский, а также нанимать русскоговорящий персонал. И теперь каждый из них козыряет друг перед другом, что именно ему первому пришла в голову эта идея. Между тем, как ни парадоксально, такое старание понравиться нашим соотечественникам вовсе не означает, что зарубежные игроки с радостью подпишут контракты с любым в России, кто захочет продавать их круизы.

Третий лишний

Наличие эксклюзивного контракта с западным партнером многие участники отечественного рынка расценивают как сильное преимущество, веский аргумент для розницы. Бывает, что сразу несколько туроператоров утверждают — только им принадлежит право реализации того или иного продукта зарубежных компаний. В результате еще больше усиливают внутренний цеховой протест, иногда доводя до открытой войны.
А на самом деле особые отношения, когда третий — лишний, сохранились до сих пор лишь между Holland America Line и «Нептуном», британским круизером Thompson

и «Бриз Лайн», а также между Royal Caribbean & Celebrity и Лантой. «Институт международных представителей — мировая практика холдинга RCI & CC, он выбирает партнера в каждой стране на основе серьезного тендера и ежегодно подводит итоги совместной работы», — поясняет Татьяна Коршунова.
В целом же иностранные игроки стремятся уйти от уникальности контрактов. «Они осознали, что эксклюзивность тормозит развитие рынка, — полагает Валентин Елисеев. — Да и мы продаем значительно больше, сотрудничая с несколькими поставщиками». «Российским операторам выгоднее получать бонусы за хорошие продажи от нескольких иностранных партнеров (так происходит у нас с Carnival и NCL), чем работать эксклюзивно», — добавляет Алексей Цыганов.

Впрочем, есть точка зрения, что топ-менеджмент круизных компаний просто не устраивает объем продаж, который обеспечивает лишь один российский партнер. Так, эксклюзивный контракт между Costa Cruises и «Натали» был расторгнут год назад. А NCL, по неофициальным данным, поначалу думал о подобном альянсе с кем-нибудь из наших операторов, но так и не решился. «Это, возможно, к лучшему, ведь российский менталитет таков, что нам необходима конкуренция с коллегами за одного и того же партнера, тогда появляется стремление улучшить свой продукт», — резюмирует Михаил Фельдман, директор круизного департамента PAC Group.


Европа на критической отметке


В этом году неожиданно обострилась конкуренция между организаторами речных круизов по Европе. Надо честно признаться: это направление не растиражировано в России. Его пассажирооборот оценивается в 600–2500 туристов в год. Правда, стандартный пакет (Германия, Голландия, Франция, Швейцария, с полным пансионом) обходится туристу в 1400 евро. Заказчик должен заранее проплачивать хотя бы 10–15% фрахта и в определенный срок, вне зависимости от заполняемости судна, выкупать все каюты. Собственно, в этом и состоит специфика речных круизов — спрос на них пока небольшой, а риск — существенный. Ранее европейской темой интересовался только Space Travel. Однако перед Новым годом Марина Сабашникова, которая развивала круизное направление в компании, ушла оттуда и возглавила самостоятельный проект Travel my Cruise в новой фирме Travel MC.

Со своей стороны Space Travel намерен и дальше продвигать свои речные вояжи. Как в этой ситуации разойдутся игроки? Не исключено, что некоторые маршруты двух операторов будут пересекаться, ведь для судоходства они используют одни и те же европейские реки — Рейн, Дунай, Мозель, Рону, Сонну. Travel MC планирует сотрудничать с французской CrоisiEurope, Space Travel — с голландцем Giljam River Cruises. Марина Сабашникова говорит следующее: «Рек на всех хватит. У нас, например, будут эксклюзивные программы. Главное, чтобы клиент получил гарантированно качественный продукт». А директор круизного департамента Space Travel Мария Евсикова так комментирует ситуацию: «Мы продаем аналогичное направление, но это только стимулирует нас к созданию разнообразных речных туров. И у клиентов будет более широкий выбор. А по поводу конкуренции… мы ей рады и всегда к ней готовы».

Наблюдатели же опасаются, что избыток предложений может нанести ощутимый финансовый урон обеим компаниям. «Как бы не разорвать рынок», — говорят они. Тем временем с полной колодой маршрутов на европейском круизном рынке обозначился еще один игрок — «Тартус», выступающий одновременно агентом «Метрополиса». В его ассортименте вместо двух-трех самостоятельных программ, что считается нормой для речного направления, — целых шесть. Правда, базируется оператор на Украине и намерен продавать свои круизы по европейским рекам не только местным, но и российским клиентам.

  • Обзоры и аналитика
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора

Обзоры и аналитика

03/09/2025
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
«Не тур, а марш-бросок»: туристка требует вернуть 157 тысяч рублей за поездку к Деду Морозу
«Не тур, а марш-бросок»: туристка требует вернуть 157 тысяч рублей за поездку к Деду Морозу

Обзоры и аналитика

28/01/2025
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение