Российский круизный рынок окончательно вышел из спячки и работает в режиме непрерывного бодрствования. Иначе не получается – игроков прибывает, вариантов маршрутов не перечесть, а от ровных отношений между конкурентами не осталось и следа.
На одно вакантное место - лишних 200 кают
![]() |
Новые лайнеры ценой в миллионы долларов появляются каждый сезон. А в России находится все больше желающих операторствовать на круизном рынке.
|
В 2006 г. их продавали три российских оператора. «Нептун» реализовывал круизы из Питера на лайнерах Costa Magica (компания Costa Cruises) и MSC Opera (компания MSC), PAC Group плавал на MSC Opera (MSC). Третьим был
В 2007 г. направлением заинтересовалась «Натали Турс» в альянсе с Costa Cruises (севера из
Вдобавок ко всему PAC Group собирается предлагать морские туры на север из Питера теперь уже на двух кораблях вместо одного (добавляется MSC Lirica) и открыть свою навигацию на месяц раньше — с мая.
Чем же вызван такой ажиотаж? «Мы смело взяли блоки у ряда компаний, суда которых ходят из Петербурга, потому что чувствуем — популярность туров из этого порта очень велика», — прокомментировал ситуацию Геннадий Михайлов, заместитель гендиректора Inflot Worldwide. Такого же мнения придерживаются и другие эксперты. Играет роль и экономия на авиаперелетах, ведь до Северной столицы можно добраться поездом.
Есть и еще одно неофициальное объяснение всплеску активности. Якобы игроки опасались возникновения дефицита северных программ, вызванного отсутствием у «Метрополиса» в этом сезоне круизов из Питера. В кулуарах говорят, что «Метрополис» решил отказаться от направления в пользу южных маршрутов и запускать все программы из Сочи. Но Ольга Килимник, гендиректор компании, объясняет происходящее иначе: «Нам пришлось пойти на этот шаг, потому что судовладельцам, у которых мы в этом году берем теплоход „Жасмин“ („Фарах“), неинтересно отправление из Питера. Но в
Как бы то ни было, желающих подхватить эстафету оказалось слишком много, даже возникла угроза профицита круизов. «Заявлено примерно 200 кают на 450–500 пассажиров, в среднем каждые 10-12 дней. Это превышает спрос, поэтому места будут гореть», — считает Валентин Елисеев, гендиректор круизного центра «Нептун». И теперь в кулуарах операторы обсуждают шансы друг друга на выполнение планов, рассчитывая, что
|
Претенденты новой волны
Впрочем, конкуренция обострилась не только на отдельных направлениях, но и в целом — на круизный рынок выходят новые игроки. Эксперты, в частности, активно обсуждают такую фигуру, как VIP Cruise, которая до недавнего времени работала в качестве агента «Нептуна» и других российских компаний. И вот созрела до новых вершин бизнеса — самостоятельной деятельности в качестве оператора.
Есть и еще один новый конкурент — Travel MC. Эта марка появилась в конце прошлого года и помимо работы по массовым
Старожилы оценивают перспективы новых игроков скептически. «Чтобы войти на этот рынок и удержаться, надо быть истинным профессионалом. Пока элементарно заскочить на него не удавалось никому», — говорят эксперты.
Впрочем, есть и альтернативная точка зрения. «Сейчас, когда вступает в силу закон о фингарантиях и быть агентом легче и выгоднее, наличие нового оператора свидетельствует о привлекательности направления и росте популярности круизов в России», — считает Татьяна Коршунова,
|
Кстати, любопытный нюанс. Собственный продукт, созданный под российского туриста,
«Мне все это кажется странным, — говорит Марина Сабашникова, директор круизного департамента Travel MC. — Они дерутся за право реализации зарубежного продукта, в то время как рынку не хватает отечественных круизов».
И кораблем, и языком
Зарубежные игроки тем временем тоже пребывают в боевом настрое. «Круизные компании почти со всех стран мира сейчас стремятся на российский рынок, несмотря на то что недостатка клиентов у них нет», — констатирует Ольга Килимник. «В
Конкурентная борьба западников, по словам экспертов, протекает особенно остро. Практически каждый сезон на мировом рынке (включая Россию) появляется одно, а то и два новых судна, стоимость которых измеряется сотнями миллионов долларов. Так, весной 2006 г. Costa Cruises спустила на воду Costa Concordia, а MSC — лайнер MSC Musica. В этом году, в мае, обе компании также должны ввести в эксплуатацию по одному кораблю — MSC Orchestra и Costa Serena.
Впрочем, внимание россиян едва ли привлечешь огромным парком судов: им, по большому счету, все равно, у кого из поставщиков какое. Для россиян куда важнее сервис на родном языке. Поняв это, зарубежные круизеры начали наперегонки переводить объявления и меню в корабельных ресторанах на русский, а также нанимать русскоговорящий персонал. И теперь каждый из них козыряет друг перед другом, что именно ему первому пришла в голову эта идея. Между тем, как ни парадоксально, такое старание понравиться нашим соотечественникам вовсе не означает, что зарубежные игроки с радостью подпишут контракты с любым в России, кто захочет продавать их круизы.
Третий лишний
Наличие эксклюзивного контракта с западным партнером многие участники отечественного рынка расценивают как сильное преимущество, веский аргумент для розницы. Бывает, что сразу несколько туроператоров утверждают — только им принадлежит право реализации того или иного продукта зарубежных компаний. В результате еще больше усиливают внутренний цеховой протест, иногда доводя до открытой войны.
А на самом деле особые отношения, когда третий — лишний, сохранились до сих пор лишь между Holland America Line и «Нептуном», британским круизером Thompson
и «Бриз Лайн», а также между Royal Caribbean & Celebrity и Лантой. «Институт международных представителей — мировая практика холдинга RCI & CC, он выбирает партнера в каждой стране на основе серьезного тендера и ежегодно подводит итоги совместной работы», — поясняет Татьяна Коршунова.
В целом же иностранные игроки стремятся уйти от уникальности контрактов. «Они осознали, что эксклюзивность тормозит развитие рынка, — полагает Валентин Елисеев. — Да и мы продаем значительно больше, сотрудничая с несколькими поставщиками». «Российским операторам выгоднее получать бонусы за хорошие продажи от нескольких иностранных партнеров (так происходит у нас с Carnival и NCL), чем работать эксклюзивно», — добавляет Алексей Цыганов.
Впрочем, есть точка зрения, что
|