На что надеяться турбизнесу в связи с обвалом рубля?
16 декабря не только обменники, но и торговые сети, рассчитанные на массового потребителя, испытали шквальный спрос – люди скупали валюту, мебель, бытовую технику, продукты. Словом, население озадачено сохранением накоплений и получением хоть какой-то выгоды от приобретения чего-либо материального «по старым ценам». Опасаясь убытков из-за курсовой разницы, некоторые компании в сфере дорогого ретейла (например, автосалоны) вообще прекратили отпускать продукцию – кто взял время до пятницы, кто не сообщил конкретного срока заморозки продаж.
Турбизнес остался в стороне от этого тренда: здесь на 15 и 16 декабря пришлось рекордное падение продаж, что констатируют туроператоры – как крупные, так и средние.
Туры и туруслуги на международных направлениях строго привязаны в ценовом плане к доллару и евро, оттого и неинтересны покупателю. Как турфирмам в этих экстремальных условиях выжить и на какой спрос рассчитывать?
Турпродукт «по старым ценам» – новый маркетинговый прием
В декабре большой резонанс в профессиональном сообществе получила акция PAC Group – продажа туров по «докризисным» ценам. В то время как евро стоил около 65 рублей, компания в течение 96 часов реализовывала свой продукт по курсу 45 рублей. Сам туроператор объясняет экономику акции тем, что под нее был зарезервирован ранее предоплаченный продукт (гарантии PAC Group).
Получается, что задача получения денежных средств была выполнена за счет изменения маркетинговой подачи. Вместо привычных стереотипов мотивации спроса через спецпредложения и скидки PAC Group использовал лозунг фиксации «старой цены», что оказалось намного более действенным для привлечения потребителя.
Фактически параллельно PAC Group аналогичную акцию провел и DSBW, правда, он заморозил курс на отметке в 55 рублей за евро. Оценив маркетинговое изобретение коллег по бизнесу, некоторые туроператоры тоже поспешили провести подобную акцию. Другие, наоборот, назвали этот пример авантюрой, увидев в ней угрозу экономической стабильности. Впрочем, все сошлись во мнении, что успешность решения зависит прежде всего от того, сколь оперативно компании сконвертировали полученные рубли в евро. И также никто не спорит с тем, что в изменившихся условиях нужно использовать новые приемы донесения информации до потребителя. Только вот безрисковых никто пока не придумал.
Продержаться до весны! Какого года?
Ставшая хрестоматийной фраза директора TEZ TOUR Владимира Каганера о том, что надо продержаться до весны 2015 года, а там все наладится, через призму последних событий воспринимается уже как шутка из прекрасного далекого прошлого.
События декабря изменили картину ожиданий. Перспективы спроса на турпродукт в данный момент предсказать невозможно, ясно только, что он будет зависеть от геополитической и экономической ситуации.
Но в любом случае участникам туротрасли вряд ли стоит рассчитывать на отложенный интерес потребителей даже в среднесрочной перспективе.
Из-за высокой инфляции, обесценивания рубля, повышенных ставок на кредиты в течение как минимум ближайшего года население будет озадачено проблемами адаптации к новым условиям. И в потребительской шкале приоритетов путешествия окажутся далеко не на первом плане.
Не откажут себе в привычке ездить за границу только самые богатые граждане, не относящиеся к классу чиновников, силовиков и служащих корпораций с госучастием, а это значительно более тонкая прослойка, чем даже в кризис 2008 года. По оценкам экспертов, еще турбизнес может рассчитывать на обмелевший поток желающих воспользоваться СПО на массовых направлениях туризма, здесь фаворитом считают Египет, а летом – еще и Турцию.
Вариант сохранения потоков через переориентацию на внутренний туризм оценивается по-разному. Есть сведения, что «Библио Глобус» планирует летом 2015 года отправить туда порядка 500 тысяч человек. Другие крупные туроператоры выездного туризма не объявляют Россию стратегическим приоритетом. Пока, кроме «Библио Глобуса», на этом направлении демонстрирует заметную активность только Coral Travel. Многие туроператоры-международники выражают сомнение относительно возможности так скоро и в массовом порядке перевести Россию на рельсы организованного туризма. Как отмечает глава «Русского Экспресса» Тарас Кобищанов, в Сочи, Анапу, Геленджик люди привыкли ездить самостоятельно, и этот консерватизм не позволит туроператорам в первый же сезон забрать большую часть потока на себя – на это требуется время и весомые аргументы в пользу покупки готовых туров. Кроме того, на направлении есть уже свои операторы, лидером среди которых считают «Алеан». Но и они между собой находятся в жесткой конкуренции за турпотоки в России.
Как бы то ни было, происходящие в декабре события являются абсолютно новыми вызовами для туристической сферы, которая оказалась одной из самых уязвимых в период кризиса, связанного с девальвацией рубля.
Участники рынка, еще летом изрядно ослабленные снижением спроса, скачками валютных курсов, отказами в кредитовании, охлаждением отношений с Европой и Америкой, не имеют запаса прочности. При этом никакие стратегии, на которые ранее ориентировались участники рынка, уже не работают.