logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 18 августа 2011

Орудие оплаты

Туроператор – белый. Турагент – черный. Турист – крайний. Вот такая может получиться игра, если участники рынка рассчитываются между собой посредством платежных терминалов, не зная правил. Или же игнорируя их.

Платежные терминалы.

Туроператор – белый. Турагент – черный. Турист – крайний. Вот такая может получиться игра, если участники рынка рассчитываются между собой посредством платежных терминалов, не зная правил. Или же игнорируя их.

Техника безопасности Тумба, заглатывающая деньги, для потребителя вещь обыденная. И он привычно тянется к бумажнику по команде «Вставьте купюру...» Но прежде чем делать это, надо, оказывается, сориентироваться в некоторых юридических тонкостях. Кто первый начал В практическом смысле терминал – инструмент для турбизнеса очень удобный. Он решает проблему дистанционных платежей, которая у нас всегда мешала развиваться электронным продажам. Туристы до сих пор в большинстве своем предпочитают рассчитываться наличными – боятся доверять деньги Интернету, не хотят платить комиссию за виртуальные транзакции. Да и банковскую карту еще имеет не каждый. А какой может быть онлайн, если турагент должен брать у клиента купюры и отправлять их с курьером в офис ТО? Технологически продвинутые участники рынка давно искали выход из этого клинча. Идея о том, чтобы использовать платежные терминалы, впервые была реализована в 2007 году на базе «Капитал Тура».

Что ни говорите, по части IT упомянутый оператор всегда шел в авангарде, не случайно именно к нему обратились авторы проекта Tourpay. В результате появилась на свет первая туристическая платежная система, которая развивается в связке с ЗАО «ОСМП», более известным пользователям под брендом QIWI. Сегодня Tourpay принимает деньги за услуги 55 турфирм через 1200 терминалов в Москве и регионах. Конкуренты в кулуарах говорят, что эта последняя цифра сильно завышена, но официально ее не опровергают и вообще-то признают: Tourpay по объемам финансовых потоков – лидер в своей нише. Кстати, авторы этого проекта на старте сумели склонить к эксклюзивным отношениям компанию «Мегатек», та создала для них стыковку с базами данных турфирм, работающих на «Мастер-тур», и другим «терминальщикам» эту разработку не поставляет. Но они вышли из положения, подклю- чив независимых IT-специалистов, так что монополии не получилось. Вторую позицию в сфере туристических терминальных платежей отводят системе Pay.travel. Тоже серьезный игрок, близок к «Дельта Телеком» и, соответственно, к инвестиционной группе «Финам». На его сайте перечислено 47 турфирм-пользователей – в основном те же, что и у главного конкурента. «Мы передали Pay.travel свою клиентскую базу на партнерских началах», – комментирует Павел Никитин, руководитель проекта Tourpay. Количество терминалов на сайте Pay.travel не указано. «Сколько у нас точек? Где-то сотня», – так сказал специалист этой компании в телефонном разговоре с «потенциальным клиентом», журналистом «ГЛ». Среди других платежных систем у туроператоров на слуху SprintNet, хотя у нее пока лишь два крупных контракта (с «Санрайз Тур» и «Карлсон Туризм»).

Предложение растет. Потому что есть спрос. Некоторые – вбелую, а некоторые – так... Туроператоры, которые применяют эту технологию, довольны результатом. «Удобный способ дистанционных взаиморасчетов. Он многое упрощает, например отношения с региональными дистрибьюторами», – утверждает Константин Пучков, IT-директор компании «Ланта-тур вояж», которая подключе- на к Tourpay и Pay.travel. «Мы пока не участвуем ни в одном из таких проектов, но с интересом присматриваемся к ним, – говорит Станислав Мельников, директор по продвижению Travelsystem. – Думаю, это действительно перспек- тивно». И, кстати, очень дешево. Процесс организован так, что с клиента комиссия не взимается, да и затраты оператора минимальны. Финансовая сторона отношений между турфирмами и платежными системами не афишируется, но, по неофициальным данным, с крупных ТО взимается порядка 1,5% от каждой транзакции или даже меньше. «При этом турфирмы экономят время и деньги, – говорит IT-специалист, руководитель проекта Pay4tour Михаил Рогов, – ведь принимать наличные вообще-то хлопотно: надо содержать кассиров, организовывать инкассацию и так далее».

Однако в операторской среде есть скептики, которые пока не пользуются такими возможностями. Среди них – гендиректор TEZ Tour Владимир Каганер: «Наша компания не принимает деньги через терминалы. Все платежные системы, представленные на рынке, обращались к нам с предложениями о сотрудничестве, но пока не смогли убедить нас в том, что для их технологий в стране существует должная законодательная база». Что ж, давайте вникать в детали. Вот, в частности, ситуация, когда клиент бронирует тур напрямую на сайте ТО и платит через терминал. На руки в момент совершения сделки получает квитанцию. А по закону оператор должен еще выдать ему договор в письменной форме и туристскую путевку – неотъемлемую часть этого самого договора. «Но проблема легко решается, – утверждает Михаил Рогов. – Все бумаги клиентам выдаются в аэропорту непосредственно перед вылетом». Но что если фирма обанкротится до того, как турист приедет в аэропорт? Сможет ли он получить выплаты по фингарантии на основании одной лишь терминальной квитанции? «Нет», – утверждает руководитель компании «Ирма-Аудит» Мария Булатова. «Да!» – возражает Павел Никитин (Tourpay). Но делает оговорку: Гражданский кодекс РФ допускает двоякую трактовку данного вопроса. И это на самом деле значит, что турист может остаться ни с чем, даже если будет требовать компенсации через суд.

А теперь рассмотрим ситуацию, когда в процессе совершения сделки участвует турагент. Клиент получает все необходимые документы – в случае чего проблем с фингарантиями не возникнет. «Но надо учесть, – заявляет Мария Булатова, – по закону терминал – средство для взаиморасчетов между потребителем и поставщиком услуг, но никак не между двумя юрлицами». Соответственно, как следует действовать агенту? Ему необходимо заключить с клиентом особый договор о подборе тура, на основании которого принять от него свое вознаграждение и выдать кассовый чек на эту сумму. А в договоре собственно о покупке тура должно быть указано, что клиент оплачивает туруслуги (за вычетом вознаграждения посредника) непосредственно оператору по таким-то реквизитам. Естественно, должен быть еще третий договор – между турагентом и ТО, на основании которого первому выплачивается комиссия за работу с клиентом (обычно это символические 30 рублей). Но как часто происходит в реале? Менеджер ТА бронирует тур для своего клиента, берет у него деньги и отсчитывает свою комиссию (турист, естественно, этого не видит, иначе начал бы возмущаться насчет доходов посредника). А остальную сумму агент перечисляет туроператору через ближайший терминал. Если называть вещи своими именами, то по бухгалтерии розничной фирмы эта транзакция проходит вчерную. «А бывают и комичные случаи, когда турфирма пытается как-то отражать подобные сделки в документации, – отмечает г-жа Булатова. – Терминальные квитанции подкалываются к авансовым отчетам… Ближайшая налоговая проверка ставит диагноз: сокрытие наличной выручки. Штраф».

Итого. Терминал – орудие взаиморасчетов, которое вы можете использовать вбелую, технически и юридически это вполне реально. Но если выбираете другой вариант, то хотя бы не закрывайте глаза на возникающие. Три часто задаваемых вопроса Почему оплата одного тура через платежный терминал производится в несколько приемов – по 15 тыс. рублей с выдачей соответствующего количества квитанций? Потому что с прошлого года максимальная разрешенная сумма для одного платежа как раз составляет 15 тыс. Де-юре более крупные сделки не могут быть анонимными – личность потребителя должна быть установлена. Владельцы терминалов изящно обходят этот закон, принимая средства в несколько траншей. Правда, что терминальщикам чуть не запретили принимать платежи за туры? Правда. Но они при поддержке Ростуризма пролоббировали отмену этой поправки к закону. Почему с туриста не берут комиссионные? Вариант ответа: платежная система зарабатывает на туроператоре.
  • Обзоры и аналитика
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Турецкий all inclusive под угрозой
Турецкий all inclusive под угрозой

Обзоры и аналитика

31/10/2025
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора

Обзоры и аналитика

03/09/2025
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение