17 мая прекратил существование оператор по внутреннему туризму «Раена». Несмотря на то, что считался одним из ведущих в России. Несмотря на то, что был лауреатом Национальной туристической премии. Несмотря на эксклюзивные отношения со здравницами КМВ. Если скандал разрастется, то не исключена вероятность пересмотра фингарантий для ТО по внутреннему туризму.
На рынке внутреннего туризма – печальное событие. 17 мая прекратил существование оператор по внутреннему туризму «Раена». Несмотря на то что считался одним из ведущих в России. Несмотря на то что был лауреатом Национальной туристической премии. Несмотря на эксклюзивные отношения со здравницами КМВ. Компании не стало, остались вопросы: почему и какие последствия?
Коллеги – конкуренты «Раены» по внутреннему рынку уверены: ее крах имеет исключительно «управленческую» подоплеку. В январе ушла из жизни гендиректор и основатель компании (1998) Раена Николаева. И практически сразу после печального события компания начала постепенно сворачивать деятельность, сокращая продажи. До этого заявлялись амбициозные и вполне перспективные бизнес-планы, в частности продажи пакетных туров в оздоровительные объекты КМВ. Неужели так хрупок и персонифицирован туристический рынок, что все держится на энтузиазме, авторитете и личных связях одного человека? Похоже, зачастую это так. Случаи уже были: трагическая смерть в 2005 году гендиректора «Трансшоу» Валентина Ганина парализовала работу компании, болезнь руководителя ТО «Альтус» Бориса Блинова в 2009-м привела к таким же последствиям. Эксперты считают, что наличие такой управленческой модели свидетельствует отнюдь не о качестве рынка в целом.
Второй вопрос, о последствиях краха туроператора по внутреннему туризму, тоже не праздный. Речь идет о размере финансового обеспечения. Если вспомнить, что скандальный дефолт «Ланты», занимавшейся выездным сегментом, привел к увеличению размеров ФИГов, вполне логично, что последует схожая реакция в отношении внутрироссийских. Известно, что пострадало около 200 туристов. При среднем чеке 20 тыс. руб. сумма может составить как минимум 4 млн руб., т. е. в 8 раз превысит размер ФИГов «Раены». Впрочем, эксперты сомневаются в пересмотре «расценок», ведь они занижены, чтобы минимизировать порог вступления в этот сегмент рынка ради развития именно внутреннего туризма.
И еще момент: страховая компания вообще вправе отказать в выплатах по фингарантиям – под тем предлогом, что туроператор продавал не полноценный турпродукт, а только размещение. Юристы признают возникший казус.