Недостоверная реклама или недобросовестная конкуренция? В дело вмешался Клуб защиты прав туриста
«Хватит переплачивать туроператорам» – под таким лозунгом продвигается в соцсетях сервис бронирования отелей Hotellook. И приводит, в частности, следующую таблицу, которая, очевидно, должна убедить потребителя в том, что на упомянутом ресурсе гостиничные услуги предлагаются по более выгодным ценам, нежели во всех турфирмах.
Ход не оригинальный. И, казалось бы, такая попытка продвинуться, принизив конкурентов, никому ничем не грозит. Сейчас ругать турфирмы – принято, модно, тем более что имидж и престиж отрасли защищать некому. Хотя... Данным конкретным случаем заинтересовался Клуб защиты прав туриста. «Некорректная реклама и недобросовестная конкуренция, – таков предварительный вердикт Фёдора Коробкова, юриста упомянутой общественной организации. – Займёмся».
...
Саму эту тему коллеги из турфирм подняли на волне дискуссии о профессиональной этике, которая завязалась с подачи президента «Натали Турс» Владимира Воробьёва, сделавшего ряд эпатажных заявлений на бизнес-завтраке для дилеров Сети ТБГ.
«Ну, а как вам это? Третья сила в нынешних разборках между турагентствами и туроператорами», – комментируют представители турфирм заявление Hotellook в соцсетях.
В принципе, этическая сторона вопроса вполне прозрачна. Продвигать себя, попутно призывая отказаться от услуг других участников рынка, – тактика, несовместимая с принципами цивилизованной конкуренции. А, кроме того, и это принципиально важно, потребителю сообщается откровенно недостоверная информация.
Обратимся к таблице. Если верить её составителям, то, к примеру, стоимость 7-дневного проживания в Гоа у турфирм начинается от 30 тыс. руб. на двоих, а на их собственном ресурсе предлагается «настоящая цена» той же услуги – от 3 378 руб. «Сравнение абсолютно некорректное, – говорит Реваз Мгеладзе, гендиректор BTA Travel. – 3 378 руб. за неделю на двоих... За такие деньги в Гоа можно, конечно, найти апартаменты, но это будет откровенная помойка, где туристы окажутся в соседстве с индийской беднотой. А за 30 тыс. руб. в турфирме можно забронировать достойный отель уровня 3*+ или даже приличную четвёрку, особенно если по спецпредложению. За 71 тыс. руб. на двоих предлагаются полные турпакеты, с авиаперелётом».
IT-директор «Инна Тур» Леонид Пустов согласен, что рассматриваемое рекламное обращение Hotellook провокационное. «Впрочем, это обычный стиль автора и идеолога Константина Калинова – одиозной личности в профессиональной среде. Он традиционно привлекает внимание к своей личности и своим проектам посредством грубых нападок на коллег и конкурентов в соцсетях. Мне как модератору группы Travel Startups в Facebook приходилось регулярно его банить, а ряд пользователей собирались выяснить с ним отношения лично и по-мужски».
Фёдор Коробков, юрист Клуба защиты прав туриста, рассматривает возможность выяснения отношений с Hotellook в другой плоскости. «Можем написать жалобу в ФАС, инициировать проверку, и велика вероятность привлечения этой компании к административной ответственности за недостоверную рекламу и недобросовестную конкуренцию. В случае положительного решения этого вопроса ей предстоит прекратить распространение информации, не соответствующей действительности, и заплатить штраф в размере от 100 до 500 тыс. рублей. Интересное дело. На этой неделе займёмся».
Г-н Коробков – известный в своей среде человек. Отстаивая права туристов, он ведёт в судах дела даже «с оттенком потребительского экстремизма», как говорят специалисты турфирм. И нередко выигрывает.
Посмотрим, кто кого.
А пока ждём ваших комментариев к этой статье. Допустимы ли рекламные заявления, ущемляющие интересы неопределённо широкого круга конкурентов и дезинформирующие потребителя? Следует ли туристической общественности бороться с такой практикой?