Интриги горнолыжного контрактинга
По самым оптимистичным прогнозам экспертов, сокращение спроса в горнолыжном сегменте составит предстоящей зимой от 15%, по пессимистичным – до 40%. Столь существенное падение может сказаться и на составе участников рынка, и на востребованных ими полетных программах.
Не по шаблону
Первые результаты ранних бронирований не вселяют оптимизма в игроков. Старожилы рынка полагают, - сезон имеет шанс стать успешным лишь для компаний, давно специализирующихся на «горнолыжке» и обладающих многолетней постоянной клиентурой из числа увлеченных катальщиков. Эта публика поедет на снежные склоны даже при самых неблагоприятных экономических раскладах. «Не исключено, что те, для кого горнолыжный продукт является лишь ассортиментным, заметно снизят активность, а то и вовсе откажутся от программ на предстоящую зиму», – делится предположением Максим Приставко, замгендиректора «Джет Тревел».
Впрочем, этот прогноз пока не подтверждается планами многопрофильных ТО, у которых продажа туров в горы занимает относительно небольшую долю зимних объемов. Так, «НТК Интурист» заявил о возврате на горнолыжный рынок Болгарии – в прошлом сезоне он предпочел не оперировать на этом направлении. Кроме того, компания выходит на французские Альпы – законтрактован блок мест на бортах «Трансаэро» в Лион, а профильный отдел укомплектован двумя специалистами, принятыми в «Интурист» из прекратившего деятельность «Южного Креста».
Другой крупный «многопрофильник» – «Библио Глобус» нацелился на горнолыжную Италию. Об этом объявила его пресс-служба в начале октября. На момент сдачи статьи в печать перечень программ и цены еще не были опубликованы на сайте туроператора.
Каким бы ни оказался итоговый состав участников, наблюдатели уверены: девизом сезона станет «Осторожность». «Кто-то постарается сохранить свою долю рынка, кто-то оптимизирует программы, но желающих возить пустые кресла не будет – объемы перевозки в целом сократятся примерно на 20% по сравнению с прошлой зимой», - резюмирует гендиректор PAC Group Илья Иткин. Что же касается структуры спроса, интерес туристов сосредоточится преимущественно на бюджетных объектах размещения – апартаментах и отелях 3*, - прогнозирует эксперт.
Скидки не помогли
Пожалуй, главной интригой авиаконтрактинга на горнолыжных направлениях стали переговоры туроператоров с «Аэрофлотом» по поводу рейсов из Москвы в Инсбрук. Нацперевозчик решил не проводить электронные торги по зимним маршрутам, заявки от туроператоров принимались по обычной схеме. Вопреки ожиданиям, ажиотажа вокруг всегда востребованного перелета в австрийский аэропорт не случилось. Изначально «Аэрофлот» настаивал на минимальном блоке кресел «от полборта в одни руки». Затем смягчил условия – туроператорам не возбранялось выкупать небольшие объемы. При этом пул ТО должен был законтрактовать весь самолет полностью, а «в нагрузку» к местам эконом-класса шел бизнес. «Тариф предлагали на уровне прошлогоднего – порядка 350 евро за кресло, и даже намекали на готовность дать дополнительную скидку до 20%. Но дорогой бизнес-класс – по 1000 евро за место сводил выгоду на нет. Достаточного числа блочников не нашлось», – комментирует наблюдатель, знакомый с деталями переговоров. В итоге рейсы «Аэрофлота» в Инсбрук могут вовсе не состояться. Впрочем, на направлении достаточно брендовой перевозки в тот же аэропорт будут полетные программы Austrian Airlines, а в Мюнхен – Lufthansa.
Кстати, на маршруте Москва–Мюнхен ожидается сокращение зимних рейсов Air Berlin. Состоятся только вылеты на высокие новогодние даты. Далее авиакомпания планирует перевести борта на другие линии. Причина – высокая конкуренция, делающая полеты в Мюнхен недостаточно выгодными, – поясняют наблюдатели.
Отметим также урезание полетной программы «Сибири» во французский Шамбери – с пяти прошлогодних рейсов до трех. Очевидно, решение принято перевозчиком под давлением туроператоров-заказчиков, испытывавших в конце сезона 2013/2014 изрядный профицит «воздуха» на направлении.
Не их проблемы?
Договоры с альпийскими объектами размещения ТО подписали еще зимой. Тарифы удалось сохранить на уровне прошлого года, – говорят игроки. И теперь не приходится ожидать от владельцев гостиниц массового снижения цен для частичной компенсации туроператорам потерь от падения рубля. Однако на некоторых курортах поблажки возможны. «В итальянской Валь-ди-Фассе российский рынок третий по объемам. Довольно значим турпоток из нашей страны для Валь-Гардены и Червиньи, французских Арк 1950, Валь-Торанса, Мерибеля, австрийских Майрхофена и Целль-ам-Зее», – приводит примеры Илья Иткин. Он не исключает, что на этих курортах ближе к началу сезона отельеры пойдут на некоторые скидки туроператорам.
Отдельная история – контрактинг с объектами размещения сочинского горнолыжного кластера. По оценкам экспертов, российский курорт предстоящей зимой может получить заметную долю потока катальщиков – гендиректор «Эрцога» Михаил Мусинянц, например, называет цифру – до 10% от общих объемов. Между тем на начало октября большинство туроператоров еще не имело договоров с отелями «Розы Хутор». Повторяется летняя ситуация, когда только к середине сезона удалось найти общий язык с гостиницами. Некоторые наблюдатели называют политику курорта хаотичной и непоследовательной: «Руководство неоднократно меняло правила игры по отношению к организованному турбизнесу – отельерам то запрещали, то вновь разрешали прямые контракты с туроператорами. Предлагаются типовые договоры со стандартной комиссией, которая не устраивает крупных игроков». Вероятно, это типичные «ошибки роста» – объекты размещения новые, они пока не имеют опыта сотрудничества с турфирмами, не могут оценить их возможности по поставке клиентов. Закрыть высокие новогодние даты отельерам удалось преимущественно за счет прямых продаж. Но чтобы загрузить гостиницы на весь сезон, им так или иначе придется повернуться лицом к турбизнесу, – убеждены эксперты.