Кто из туроператоров будет бороться до победного за доли на направлении?
Этой зимой основные надежды на выживание операторы массового туризма связывают с Египтом – страна остается единственным пляжным направлением, доступным для клиента со средним бюджетом. Но Египет не резиновый, и свои доли смогут удержать или нарастить только игроки, у которых хватит на то мотивации, сил и средств. Редакция Hotline.travel решила узнать, как эксперты оценивают возможные изменения конкуренции на направлении, от кого ждут неприятных для себя сюрпризов, а кого не рассматривают в числе возмутителей спокойствия.
Первая четверка
Специалисты направления высказываются за то, что рынок будет концентрироваться вокруг доказавших свою стабильность лидеров. Это, прежде всего «Библио Глобус», «Пегас Туристик», Coral Travel и ANEX Tour. К пулу можно отнести и TEZ TOUR, хотя по объемам он ужимается больше, чем остальные.
Что касается первой четверки поставщиков турпродукта по Египту, внимание специалистов в очередной раз приковано к «Библио Глобусу». Пока не совсем ясно, в каком формате продолжит свою деятельность его основной партнер, авиакомпания «Трансаэро», некоторые наблюдатели допускают, что туроператор может умерить свой пыл и сократить объемы. Тем более что он свернул сотрудничество с одной из двух принимающих компаний в стране. Осведомленные источники в «Библио Глобусе» утверждают обратное: «Если уж и станем сокращаться, реагируя на падающий спрос, то в Египте это произойдет в последнюю очередь». Логика такого решения продиктована не столько амбициями, которых, тоже никто не отменял, сколько экономическим расчетом – компания держит значительные депозиты в местных гостиницах и оставлять их там она точно не захочет.
Обширную программу на Египет из России заявляют «Пегас Туристик», ANEX Tour, Coral Travel, во многих регионах будут работать консолидировано. В частности, если смотреть полетные планы ANEX, то из 10 городов поднимаются «Уральские авиалинии», из 12 – AZUR air, из двух – Pegas Fly, еще из двух – Royal Flight. А кроме того, из шести региональных центров – Nordwind Airlines.
«Натали» снова наступает
Совершенно неожиданно в августе ньюсмейкером направления стала «Натали турс». «Туроператор удивил нас большой программой на Египет из Москвы и восьми городов России, – поделился с корреспондентом Hotline.travel гендиректор авиакомпании Red Wings Евгений Ключарев. – Ждем октября, чтобы начать полеты».
Как известно, «Натали» давно оперирует по Египту, несколько раз заявляла претензии на серьезную долю рынка, но по большому счету так и не закрепилась в числе лидеров – в сложные периоды политических обострений переключалась на другие приоритеты. Конкуренты «Натали» и сейчас сомневаются, что она действительно осуществит свой большой египетский поход совместно с Red Wings.
Вообще, логика выбора авиакомпании для такого альянса экспертам представляется понятной. Один из них высказался так: «Почему «Натали турс» собирается летать именно на Red Wings? Возможно, что в партнерстве с ним можно получить хорошие цены – перевозчик эксплуатирует отечественную технику (на чартерах это ТУ-204), а она сейчас за счет рублевого лизинга обходится выгоднее боингов и аэробусов». Мнение президента «Натали Турс» Владимира Воробьева мы, к сожалению, не можем вам привести, он пока недоступен, находится в отпуске. Но другие эксперты допускают, что даже если программа состоится, но на рынке обострится демпинг, условия Red Wings для «Натали» вряд ли дадут ее заказчику существенную ценовую фору.
Brisco снова выстрелит?
При упоминании названия еще одного претендента на долю египетского пирога, туроператора Brisco, у многих коллег-конкурентов меняется выражение лица. Похоже, эксперты пока не могут понять, по каким правилам играет эта компания, и тем более, затрудняются спрогнозировать ее дальнейшие шаги. Прошлой зимой и летом Brisco так активно взялся за Египет, предложил настолько «сладкие цены», что перетянул на себя значительную часть розницы – продажи этого относительно нового игрока у всех консолидаторов агентских платежей прирастали в геометрической прогрессии. Но в конце июля оператор внезапно свернул полеты, обещая зимой снова выстрелить.
Конкуренты Brisco сходятся во мнении, что Египет нужен этому игроку как воздух, как минимум потому, что ему необходимо загружать зимой рейсы аффилированного перевозчика Metrojet и два отеля, взятых в управление. Поэтому принимают его в расчет как опасного конкурента. Сейчас Brisco заявляет прямые вылеты в Египет из Ростова-на-Дону. Появятся ли в программе другие регионы и Москва – вопрос открытый.
Перевозка дешевеет. В долларах
Детально неизвестны пока планы еще нескольких игроков, способных скорректировать расклад сил на направлении. Это, в частности, интегрированный в международный концерн TUI Russia & CIS. Для него Египет в приоритете, это видно по растущим котировкам упомянутого оператора в рейтингах предпочтений сотрудничества, подготовленных службой «БАНКО». Но на что он готовы пойти с целью заинтересовать агентства и потребителей своим продуктом, покажет время.
Будем следить за развитием конкурентных интриг на самом массовом направлении туризма.
...
А пока можем констатировать, что валютные цены на перевозку в Египет снизились уже на этапе контрактинга. Летом-2015 (в низкий для направления сезон, заметьте) тарифы начинались на уровне $ 290-300, теперь же средняя планка - $ 240-250 за кресло для заказчика.
По мнению экспертов, авиаперевозчики сейчас дают минимально возможные цены, дальнейшее удешевление возможно уже только за счет туроператоров.