«ТурДому» – 15!
Да, 22 сентября 1999 года был зарегистрирован домен www.tourdom.ru. За отчетный период сайт несколько раз обновлялся внешне, совершенствование же содержания новостей происходило и происходит в режиме нон-стоп – как говорится, совершенству нет предела. Попытка подсчитать в «админке» все выпущенные за 15 лет новости дала такой результат: более 40 тысяч заметок. Надеемся, это как раз тот случай, когда количество переходит в качество.
Forbes: ошибочка вышла
В сентябре журнал Forbes Russia традиционно по осени посчитал 200 крупнейших частных компаний России. Как и год назад, среди них оказались четыре туроператора – «Библио Глобус», «Випсервис», «Пегас Туристик» и TEZ Tour. В комментариях издание заявило, что Tez ведет переговоры о продаже бизнеса «Библио Глобусу», хотя эта информация ранее была опровергнута. В итоге Forbes удалил этот фрагмент из электронной версии журнала.
«ЮТэйр» сокращается
Беспокойство на туррынке вызвала авиакомпания «ЮТэйр». Поводом стали появившиеся в СМИ сведения о неблагополучном финансовом состоянии, которые косвенно подтверждаются запущенной в сентябре программой оптимизации «Импульс» – сокращение персонала, дочерних структур, маршрутов. Чартерами «ЮТэйра» пользуются несколько туроператоров, одним из крупных заказчиков был «Южный Крест». Впрочем, эксперты сомневаются, чтобы государство допустило дефолт третьей по объемам авиаперевозки российской авиакомпании.
Эстафета дефолтов
Понятно, что наибольший интерес в сентябрьских новостях TourDom.ru – 165 514 просмотров шестнадцати публикаций – вызывал продолжившийся процесс скандальных уходов туроператоров с рынка. Июльско-августовскую «эстафету» приняли «Солвекс-Турне» (8 сентября), «Южный Крест» (10 сентября), «Верса» (15 сентября)… До этого, 29 августа о невозможности исполнить свои обязательства объявил дальневосточный туроператор «Авиачартер ДВ». Дефолты спровоцировали на рынке волну «черного пиара» – с публикацией списков «Кто следующий?», псевдоаналитикой «Что ждет туристов завтра?» и тому подобными рассуждениями, по большей части отдающими мотивами недобросовестной конкуренции.
Поправки в законе
…А о том, что будет завтра с отраслью, – в обсуждениях поправок в отраслевой закон, предложенных Минкультом. Этой теме в сентябре было уделено 13 новостей, с которыми пользователи ознакомились 67 344 раза. Основная дискуссия развернулась на заседаниях экспертного совета Госдумы. Надо сказать, многие особо жесткие требования были или отклонены, или смягчены. Так, агентам потребуется прогарантировать свою ответственность уже не на 1 млн рублей, а на 500 тысяч, размеры фингарантий туроператоров тоже снижены (с 5 до 3% от оборота), предлагаемый лимит выплат по ним повышен с 10 до 30 тыс. руб.
«Пегас» VS «Оренбургские авиалинии»
«Оренбургские авиалинии», закончив сотрудничество с «Пегас Туристик», подали иск на его материнскую компанию PGS International Limited на 461 миллион рублей. В «Пегасе» заметили, что по окончании отношений с «оренбуржцами» сторонами был составлен акт, в котором зафиксировано отсутствие каких-либо задолженностей друг перед другом, а также сообщили, что с их стороны готовится иск о защите чести и достоинства. Владелец туроператора Рамазан Акпынар назвал заявление авиакомпании «грязной инсинуацией». Действительно, 25 сентября иск был зарегистрирован в Московском арбитражном суде. Даже целых три. Правда, не к перевозчику, а к изданиям, распространившим искаженные сведения о ситуации. Что касается «Оренбургских авиалиний», «Пегас» пообещал судиться и с ними по поводу задолженности в размере, превышающем сумму 461 млн руб.
Интригу, описанную в четырех новостях по теме, отследили 48 802 раза.
«Турпомощь» вывезла всех
Восьми новостей (34 614 просмотров) удостоилась тема эвакуации клиентов разорившихся туроператоров с зарубежных курортов. Длилась она почти два с половиной месяца и закончилась только 30 сентября. Действия «Турпомощи» в условиях длительного аврала высоко оценили в Госдуме и правительстве, об этом сообщается на сайте Объединения. Всего нуждающихся в оказании экстренной помощи туристов «Невы», «Лабиринта» и «ИнтАэра», «Солвекс-Турне», «Южного Креста» и «Версы» оказалось более 38 тысяч человек. Предварительная сумма затрат на эвакуацию туристов составила 290 млн рублей. В связи с этим руководство «Турпомощи» обратилось к ее членам с предложением заранее заплатить взносы за 2015 год – а вдруг еще не все. Некоторые крупные туроператоры уже откликнулись.
Страхи страховщиков сбываются
Большим интересом читателей пользовались новости о том, как идут выплаты клиентам разорившихся туроператоров. Эти тексты набрали более 28 тысяч просмотров. Проблема очевидна. Туристы «Лабиринта» по схеме пропорциональных возвратов средств получают от «ВСК» лишь 2,8-7,6% от стоимости путевки (в зависимости от юрлица, фигурировавшего в договоре). Возврат средств 20 тысячам клиентов «Невы» и еще полутора тысячам того же «Лабиринта» и «Авиачартера ДВ», у кого в договорах фингарантом числится малоизвестная СК «Восхождение», вообще под вопросом: у страховщика отозвана лицензия, кому переданы его обязательства, по состоянию на 6 октября, известно не было. «Адвант-Страхование» отказало в выплатах части туристов ТО «Экспо-тур», тем, у кого несостоявшиеся поездки были запланированы на даты позже 9 июня. Дело в том, что с этого дня туроператор был исключен из Федерального реестра и формально не имел права заниматься выездным туризмом. Идут суды. Тем временем «РЕСО-гарантия» закончила прием документов на выплаты туристам «ИнтАэра» по пропорциональной системе. Многие не успели их подать в течение месяца и, что называется, «пролетели». И здесь светят судебные перспективы: букву закона можно трактовать как в пользу страховщика, так и его клиентов.
Больше все повезло туристам «Розы Ветров Мир»: «Ингосстрах» выплачивает всем и в полном объеме – денег финобеспечения хватает.
«Залог» входит в моду
Бурная реакция рынка, вызванная августовским предложением руководства «Пегас Туристик» агентствам сотрудничать под поручительство третьих лиц или под обеспечение в размере от 500 тыс. руб. до 1 млн, получила продолжение в сентябре. Туроператор пошел на попятную и дал партнерам возможность выбора: или «депозит», или нет. В последнем случае агентство окажется подключенным к системе автоаннуляции.
В то же время другой «системообразующий» игрок рынка, TUI Russia, наоборот, предложил обеспечительный платеж как альтернативу агентскому договору. «Залог» может быть использован туроператором, например, в случае, если агентство по каким-то причинам не успело оплатить бронь. Кроме того, ТА смогут подавать документы по визовым направлениям без предварительной 50-процентной оплаты тура.
В четырех новостях «ТурДома» ситуацию осмыслили 27 801 раз.
Агентопад
27 271 раз пользователи портала ознакомились с темой агентских дефолтов. Деньги за оплаченные клиентами туры не дошли до поставщиков продукта в Москве (разорилось ТА «МЛС-тур»), Санкт-Петербурге («Этюд»), Серпухове («Гранд Инвест»), Подольске («Алый парус»)… Покинула рынок и известная в Петербурге сеть ТА «Море солнца».
С дефолтами в рознице (их, конечно же, на много порядков больше, чем тех, что успели отследить в редакции TourDom.ru) ознакомились 27 271 раз.
Заграничные выселки
Крахи туроператоров стали причиной «наездов» на их клиентов со стороны зарубежных отельеров и принимающих компаний. Повторно оплатить проживание с угрозой выселения из отелей требовали в Греции, Китае, Доминикане. Особый резонанс получил случай, когда молодоженов «изъяли» из свадебного путешествия и препроводили из доминиканского отеля Barcelo Bavaro Palace Deluxe в полицейский участок. Туристы записали видеообращение к президенту Путину. Вмешался МИД РФ. Молодых вызволили. Владельцы отеля принесли искренние извинения.
Проблемы, о которых было рассказано в трех новостях, отследили 20 806 раз.