logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 03 октября 2011

Беги по небу. На лыжах

Горнолыжный рынок сегодня разделен на два лагеря. Первый живет своей жизнью, а второй – в режиме жесткого госрегулирования. В результате меняются сценарии поведения потребителей, перераспределяются турпотоки между направлениями. Создаются условия наибольшего благоприятствования… для кого бы вы думали? Для иностранных игроков.

Беги по небу

Воздушные интриги горнолыжного рынка

Горнолыжный рынок сегодня разделен на два лагеря. Первый живет своей жизнью, а второй – в режиме госрегулирования. В результате меняются сценарии поведения потребителей, перераспределяются турпотоки между направлениями. Создаются условия наибольшего благоприятствования… для кого бы вы думали? Для иностранных игроков.

Австрийская партия

Главные интриги сезона разворачиваются в сфере транспорта – непосредственно между авиакомпаниями. Туроператорам отведена второстепенная роль: наблюдать и подстраиваться. Такова, в частности, ситуация на австрийском, французском, болгарском рынках, где темой номер один по-прежнему остаются допуски Росавиации на востребованные маршруты.

Начнем с горнолыжного направления № 1 – с Австрии.

Зальцбург. На этот пункт, куда из Москвы всегда устремлялись стаи чартеров. Но на момент подготовки этой статьи можно было с уверенностью говорить только о присутствии двух назначенных регулярных авиакомпаний - «Аэрофлот» и «Трансаэро». Казалось бы, для турфирм выбор очевиден: члены так называемого трансаэровского пула рассаживаются на рейсах своего базового партнера, остальным прямая дорога – к нацперевозчику. Однако с ним не все так просто. «Аэрофлот» отказывается предоставлять туроператорам места по блокам, предлагает брать целые борта. А это Аэробусы-320 по 140 мест, из них 20 – бизнес-класс, который раза в два дороже эконома. С учетом таких нюансов, себестоимость перевозки для заказчика – порядка 350 евро за кресло. Для сравнения: у «Трансаэро» - не дороже 300, и можно брать блоками.

Те операторы, которые не готовы согласиться на условия «Аэрофлота» и при этом не вхожи к его главному конкуренту, контрактируют трансаэровскую перевозку через посредников. Либо выбирают обходной путь – будут возить своих клиентов в Мюнхен рейсами «ВИМ-авиа», S7, Lufthansa, Air Berlin. Такой вариант предпочли, в частности, PAC Group и «Джет-Трэвел». «Отправляясь в Австрию через Германию, туристы выигрывают в цене и ничего не теряют в плане комфорта, - комментирует гендиректор Pac Илья Иткин. - Расстояние от Мюнхена до курортов Тироля примерно такое же, как от Зальцбурга».

Что касается чартеров на Зальцбург, в начале октября туроператоры сообщали, что этот вопрос висит в воздухе и должен решиться на ближайшей комиссии в Росавиации. Из опрошенных «ГЛ» топ-менеджеров только гендиректор Tez Tour Владимир Каганер сообщил, что его партнер по перевозке – I Fly – уже получил допуск на направление и слоты. Остальные могли только прогнозировать развитие событий. «По моей информации, разрешения на полеты дадут всем желающим, мы планируем сотрудничать с а/к «Якутия», - сказал в интервью «ГЛ» гендиректор компании «Асент-Трэвел» Борис Бурыкин.

Владимир Каганер сообщил о намерении

Второй австрийский аэропорт, актуальный для горнолыжников, - Инсбрук. Здесь произошло неожиданное и весьма благоприятное для туроператоров событие: помимо «Аэрофлота» и Austrian Airlines на маршруте заявилась авиакомпания S7. Как ей удалось пробиться, да еще получить дефицитный субботний слот?

Известно, что окрестные отельеры принимают туристов только в этот день недели, соответственно, по субботам сюда массово слетаются авиакомпании из разных стран мира, и аэропорт строго лимитирует количество слотов. И «Аэрофлот», например, пристально следит за тем, чтобы они с Austrian Airlines работали на этой трассе в паритете.

И вдруг этот напряженный конкурентный тет-а-тет нарушила S7…

Оказывается, она воспользовалась код-шеринговым соглашением с Niki. Несколько лет назад упомянутая австрийская авиакомпания получила допуск на рейсы из Инсбрука в Москву, но вскоре по каким-то своим причинам убрала этот рейс из расписания. И теперь передала право на полеты S7.

Руководители турфирм рады, боятся сглазить. Ведь «Аэрофлот» блоков никому не дает. Ну, может быть, только «Санрайзу» в порядке исключения, и это не афишируется. А официально позиция нацперевозчика по Инсбруку такая: весь рейс – в свободную продажу. Austrian Airlines к российским туроператорам более лоялен, готов к сотрудничеству, но одного его рейса под «организованный» турпоток мало. Поэтому возможность брать блоки у S7 для производителей туруслуг весьма актуальна.

Источник напряжения

В австрийских Альпах разрастается диаспора туроператоров турецкого профиля, в этом сезоне ее пополнили «Корал Трэвел» и «Анекс Тур». «Коренные» участники направления комментируют, как всегда, скептически: «Новичкам предстоит изучить специфику местного бизнеса, пробиться в востребованные отели, сформировать актуальный для потребителя ассортимент. На это уйдут годы». А вот на то, чтобы устроить рынку ценовой шок, много времени не надо. Когда-то именно так осваивал Австрию «Санрайз Тур». Пришедший после него TEZ TOUR выбрал другую тактику – внедрялся в рынок постепенно, без стресса.

Как планируют действовать нынешние дебютанты, пока неясно. «В любом случае, конкурентные преимущества будут у тех игроков, которые предложат максимальный набор сервисов на курортах, - считает гендиректор Владимир Каганер. – Пока не все это понимают, и клиенты многих конкурентов обращаются за дополнительными услугами в австрийский офис Tez Tour».

Франция в тумане

Этот рынок имеет свою специфику: здесь существует такое понятие, как сезонная квота авиарейсов. Согласно межправительственному соглашению, российские авиакомпании в общей сложности должны совершить на направлении не более 100 полетов за зимнюю навигацию. А распределение квоты между перевозчиками – естественно, миссия Росавиации. На момент подготовки этой статьи туроператоры ждали октябрьской комиссии, на которой должно было определиться, кто же из авиакомпаний полетит на Гренобль и Шамбери.

На каждом из этих маршрутов имелись перевозчики-фавориты, у которых шансы на допуск были максимальные.

«Что касается Гренобля, то мы по этому пункту будем сотрудничать с «Оренбургскими а/л», а у руководства этой компании есть уверенность, что разрешение будет получено», - сообщил в интервью «ГЛ» руководитель DSBW Tours Карен Гончаров. Намек понят: перевозчика, входящего в группу «Аэрофлота», вряд ли снимут с дистанции.

А Шамбери – это особый случай. Сложный горный аэропорт, для посадки там требуется особая квалификация экипажей. Такой персонал есть у «ВИМ-авиа» и S7. «Исходя из здравого смысла, их-то и должны допустить на маршрут, как и в прошлом году, - говорит руководитель компании «Эрцог» Михаил Мусинянц. – Но тут надо быть готовыми ко всему. Вполне вероятно, что неопределенность с допусками будет опять тянуться всю осень».

Руководители «Джет-Трэвел» отказываются ждать у моря погоды. «Хаос, царящий на российском авиатранспортном рынке, обескураживает, - заявил в интервью «ГЛ» заместитель гендиректора компании Максим Приставко. – Невозможно зависеть от решений Росавиации по чартерам. Сложно формировать конкурентный продукт на основе перевозки отечественных назначенных авиакомпаний, которые, пользуясь привилегированным положением, откровенно завышают цены. Поэтому в новом сезоне сотрудничаем только с иноперевозчиками».

Например, во Францию «Джет» планирует направлять всех своих клиентов рейсами Swiss Air через Женеву, а не через Шамбери. Это примерно на 30 минут удлиняет время пути до курортов, но сторонники такой транспортной развязки полагают, что клиенты не будут в претензии. Швейцарец, во-первых, точно не сойдет с дистанции. Во-вторых, он престижнее и при этом – не дороже отечественных чартерных перевозчиков, которые сейчас еще ждут отмашки Росиавиации, но уже заявили предварительные цены.

Исход туроператоров к импортным авиакомпаниям происходит не только на австрйиском и французском рынках. Ту же картину наблюдаем в Болгарии.

За Можай

На болгарском рынке авиационный расклад такой: «Аэрофлот» и Bulgaria Air на Софии, S7 – на Пловдиве. Все рейсы регулярные, все перевозчики – назначенные, так что летят железобетонно. А с контрактингом произошла такая история.

«Аэрофлот» выставил Софию на открытые электронные торги, но никто ее не купил. Потому что дорого: 300 евро за кресло в блоке, а если прибавить таксы, учесть внутренний курс, то выйдут все 340. Мало того, невозможно было выбрать удобные дни вылета – предлагалось грузить нацперевозчика ежедневно. «Абсолютно все туроператоры, кого интересовала София признали такие условия нереалистичными и обратились к Bulgaria Air, у которой блочный тариф со всеми накрутками значительно дешевле (порядка 250 евро – прим. ред.), и невыполнимые условия по частоте рейсов отсутствуют», - подытоживает руководитель транспортного департамента ICS Travel Group Дмитрий Филатовский.

Все знают, что болгарское авиапредприятие намедни себя дискредитировало, отказав в перевозке сотням россиян (помните историю с «Алма-Тур»?). Тот же ICS пошел на большие убытки, чтобы повторно оплатить перевозку сотен клиентов, которые иначе зависли бы в за границей. Может, после такого операторы и не стали бы связываться с Bulgaria Air, будь «Аэрофлот» немного лояльнее и реалистичнее в плане ценообразования.

Вообще, ситуация парадоксальная – отечественный нацперевозчик и Росавиация словно бы сговорились действовать в интересах иностранцев. «Аэрофлот» буквально игнорирует интересы потенциальных заказчиков из туристической среды, государство гонит за Можай его российских конкурентов, а в результате растет трафик у зарубежных авиакомпаний.

Надо принять во внимание один побочный эффект, негативный для турфирм. По мере того как упраздняются чартеры, им становится сложнее удержать клиентов от ухода в интернет. Ведь там – в открытом доступе та самая регулярка, на базе которой верстаются турпакеты.

После всех этих обобщений вернемся ненадолго к Болгарии. Для нее злоба дня состоит еще и в том, что произошел перекос экономики туроперейтинга. Курорты страны могут позиционироваться только в эконом-сегменте, но при отсутствии дешевой чартерной перевозки стоимость турпакета… кусается. Многие клиенты, сделав нехитрые вычисления и умозаключения, приходят к выводу, что даже при ограниченном бюджете лучше съездить куда-нибудь в Италию или Андорру. Туда без ограничений летают чартеры, цены на билеты сопоставимы с болгарскими (хотя дорога на Балканы как минимум на час короче), дешевый отельчик найти – не проблема, а горнолыжная инфраструктура в Альпах и Пиренеях лучше. Плюс к тому, отдых в Западной Европе престижнее.

Тем не менее, туроператоры по Болгарии готовы бороться за направление. «У страны есть и всегда будет свой клиент, - утверждает директор по развитию ТТ-ВКО Андрей Шмельков. – Ведь курортная жизнь там самая дешевая, а условия катания оптимальны для людей, которые делают первые шаги на лыжах».

Мимо запретов

Есть в горнолыжном бизнесе такая ниша, где нет транспортных проблем ни на одном из направлений. Это индивидуальный и VIP-туризм, который априори предполагает регулярную перевозку или аренду частных самолетов. «Последний вариант приобретает все большую популярность среди наших клиентов, ведь с экономической точки зрения он вполне обоснован, - говорит Наталья Сахарова, начальник отдела продаж компании Ван Борк. – Например, для компании из 8-10 человек полет на частном самолете стоит примерно столько же, сколько места в бизнес-классе на регулярном рейсе».

Еще одно поветрие этого рынка – мода на отдых в шале. Особнячок в горах для обитателя Рублевки – более привычный вариант проживания, чем номер даже в самом дорогом отеле.

Свободная зона

Теперь проведем блиц-мониторинг свободной зоны – тех направлений, где межправительственные соглашения не позволяют крупным агрессивным авиакомпаниям вводить ограничения на чартеры. Самое массовое из них – Италия. Здесь летают все и всюду, причем не только из Москвы. Силами PAC Group второй сезон развиваются длинные чартерные цепочки из регионов, а раньше в областных центрах считались реальными короткие программы на высокие даты. Анализируя действия конкурентов, Илья Иткин отмечает, что несмотря на отсутствие каких-либо ограничений, общие объемы перевозки на направлении если и вырастут по сравнению с прошлогодними, то незначительно. Очевидно, участники рынка настроены зарабатывать и полетные планы верстают, ориентируясь на потенциал спроса, а не только на собственные амбиции.

Дмитрий Филатовский отмечает, что в открытом небе Италии создается транспортный коридор в соседние проблемные зоны: «Часть турпотока во Францию мы будем направлять через Турин».

Швейцария. Здесь надо обратить внимание на события в Базеле: год назад в этот пункт начал летать из Москвы «ВИМ-авиа». Изначально заявил очень демократичные тарифы, и еще снижал их в ходе сезона – были проблемы с загрузкой. Решал их перевозчик только своими силами, потому что никто из туроператоров взять блок не рискнул. Но по запросу многие с удовольствием брали места на этом рейсе, ведь цены доходили до 99 евро за кресло.

Больше так работать «ВИМ» не хочет, готов снова взлететь на Базель, только если турфирмы разделят с ним риски – возьмут на себя обязательства по загрузке. Реализуется ли этот проект? Мнения экспертов разделились. В частности Михаил Мусинянц уверен, что рейс на Базель рынку нужен: «Пора уже развеять миф, что Швейцария – это только дорогой отдых. Здесь есть демократичные и при этом вполне качественные варианты проживания, и если будет экономичная перевозка, то нам удастся наконец перевести Швейцарию из индивидуального в умеренно-массовый формат туроперейтинга».

Г-ну Мусинянцу оппонирует Максим Приставко: «Базель – аэропорт неудобный. Там нет железнодорожной станции, до ближайшей надо добираться на такси, трансфер получается сложный и достаточно затратный. В результате преимущества дешевого перелета теряются».

Андорра. На этом направлении тема дня – обострение конкуренции. Его провоцируют несколько туроператоров, которые уже имеют опыт работы в Пиренеях, но все еще воспринимаются старожилами как «пришельцы»: «Пегас Туристик», «Тез Тур», «Асент Трэвел». Заявленные ими полетные планы, наводят конкурентов на размышления о том, хватит ли на всех наземки. «Непосредственно у горы – скорее не хватит, - говорит Андрей Шмельков. – Наверное, многим придется жить на значительном удалении от зон катания».

«Дефицит размещения возможен, - признает Надежда Рожнова, руководитель направлений Андорра и Испания в компании «ИнтАэр». – Но зачем же фокусироваться только на отелях, которые расположены непосредственно в зоне катания. Ведь в Андорру едут не столько заядлые лыжники, сколько ценители качественного апре-ски, а это как раз возможно в городках, расположенных на определенном расстоянии от горы. Мы планируем использовать все возможности гостиничной базы. Тем более что по площади Андорра – это половина Москвы, и серьезных сложностей с дорогой до подъемника ни у кого не будет».

…

Коль скоро речь все-таки зашла о наземке, отметим одну общую для горнолыжных направлений тенденцию. Отельеры стараются наращивать прямые продажи, проводят целенаправленные маркетинговые акции для привлечения частных клиентов. Одни расценивают это как вероломство партнеров, другие – как повод совершенствовать сервис, больше инвестировать в гарантированные квоты. Чтобы в хитовые отели не смогли втиснуться ни конкуренты, ни «вольноопределяющиеся» катальщики.

  • Обзоры и аналитика
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Турецкий all inclusive под угрозой
Турецкий all inclusive под угрозой

Обзоры и аналитика

31/10/2025
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора

Обзоры и аналитика

03/09/2025
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение