Количество туроператоров не увеличивается, скорее даже наоборот, а численность туристических агентств растет из года в год, несмотря на уменьшение доходности этого бизнеса. Так почему же так происходит и что делать? На эту тему рассуждает Андрей Чернов, руководитель фирмы Tourcom, Брянск
Стать турагентством сейчас легко, как никогда раньше. Нет необходимости оформлять лицензию, сертификат, не требуется профильного образования или стажа работы для руководителя, как 7–10 лет назад. Да и в финансовом плане намного все проще и доступнее. Подешевела связь, компьютерная и оргтехника, с появлением терминалов и других платежных систем облегчилась проблема оплаты туров, уменьшилась необходимость командировок из регионов. Даже офисы зачастую арендовывать не надо, турагентства все чаще появляются при агентствах недвижимости или страховых компаниях. Содержать маленькую турфирму стало гораздо дешевле, чем несколько лет назад. Вот они и растут как грибы после дождя. При этом количество профессиональных, серьезных агентств почти неизменно на протяжении пяти-семи лет, а мелких стало в несколько раз больше. Часто они состоят из пары сотрудников, знающих два-три направления, могут не работать несколько месяцев в ожидании сезона или заниматься чем-либо еще, кроме продажи туров. Они дают минимум рекламы, их клиенты – это знакомые, знакомые знакомых и т. д. Зачастую турфирмы заманивают клиентов большими скидками, ведь в данном случае привлечь туристов больше нечем, а базу расширить хочется. И они могут себе это позволить. Стандартная комиссия у многих туроператоров составляет 10%, поэтому дать скидку в 5% не проблема, оставшихся 5% хватит на зарплату малочисленным сотрудникам, ведь расходы на содержание агентства мизерные. Этот маленький турагентский бизнес, основанный на скидках, очень живуч. Наблюдается ситуация, когда туристы, несколько лет попользовавшись услугами профессиональной турфирмы, которая уважает свой труд и принципиально не дает скидок, уходят туда, где им дают 6–7%, даже не поинтересовавшись, как долго работает на рынке их новый турагент и какая у него репутация. А ведь иногда бывает и так, что в стремлении привлечь клиента скидкой ему специально завышают стоимость тура на 5–7%, затем дают дисконт в 10%. В итоге довольный турист рассказывает всем о том, какую большую скидку он получил в агентстве N, удивляя своих знакомых и вызывая их зависть. Но на самом деле он заплатил всего лишь на 2–3% дешевле базовой стоимости. И в этом состязании скидок труднее всех приходится тем агентствам, которые хотят развиваться и совершенствоваться, повышать свой профессиональный уровень, вкладывают деньги в технологии и пр. – тем, для кого туризм является неотъемлемой частью жизни. На мой взгляд, остановить этот процесс могут туроператоры, если упорядочат систему комиссионного вознаграждения (например TEZ Tour), а также руководство туротрасли, если введут хоть какой-то порог вхождения в турагентский бизнес, чтобы росло не количество новых турфирм, а количество профессионалов, хорошо и качественно выполняющих свою работу и получающих за это адекватное вознаграждение.