Сергей Хомяков, руководитель австрийской принимающей компании Melour, живет в Вене с 2000 года. Активно читает европейскую профессиональную туристическую прессу, отслеживая тренды турбизнеса, и делает выводы. В этом номере «ГЛ» мы публикуем его статью на злободневную тему: уход туристов в Интернет.
Интернет наступает. Исследование потребительских предпочтений ROPO (Research Online Purchase Offline) в 2010 году показало, что только в Германии из общего туристического оборота в €50 млрд на онлайн-продажи приходится €23,3 млрд. Чего только не предпринимается, чтобы отвадить клиента от классического турагентства! А сейчас еще и аукционные монстры посягнули на несчастную туристическую розницу. В конце мая в Германии стартовал новый европейский проект с участием интернет-аукциона e-Bay и купонного интернет-портала Groupon. Идея предельно проста: клиентам предложено самим назначить интересную для них цену. Все предлагаемые туристические услуги выставлены по цене €1, открыт публичный торг по ее увеличению.
Можно ли со всем этим бороться? И как? На первый взгляд, невозможно. Впрочем, если посмотреть внимательнее… Предположим, что российский туризм отстает от европейского по масштабам, трендам, техническим решениям примерно на пять лет, а от американского – на десять. Если с этим согласиться, то у российской туристической розницы есть еще примерно пять-семь лет, перед тем как по-настоящему столкнуться с сегодняшними проблемами европейских коллег. И на их опыте можно сделать следующий вывод: успешное классическое турагентство в Европе сегодня уверенно противостоит интернет-экспансии, так как точно знает свою целевую аудиторию. Как вы думаете, где бронируют, организуют свои путешествия следующие группы клиентов:
– разговорчивые и социально зависимые мужчины и женщины от 50 и старше;
– клиенты, не имеющие кредитных карт (в Европе и в Америке отказ от «пластика», как от зависимости стал массовым явлением);
– туристы, которым затруднительно координировать свои действия между собой и договариваться;
– любители групповых экскурсионных и приключенческих туров;
– клиенты, отправляющиеся в страны с отличным от европейского менталитетом и обычаями. Конечно, в классическом туристическом агентстве.
Есть еще один фактор успешности – особые условия работы с поставщиками. Все без исключения европейские операторы поощряют туристическую розницу, причем постоянно работают над новыми формами и объемами таких поощрений. Несмотря на очевидное увеличение объема бронирований услуг через Интернет, турагентства развиваются. Один из крупнейших специалистов по речным круизам в Европе – оператор Niko Tours (годовой оборот €100 млн) зафиксировал 40% прирост продаж через розницу. Оператор уверен, что эта тенденция будет расти. STA-Travel открыл в Германии в этом году свое 40-е агентство, и до декабря будут открыты еще минимум семь. Директор оператора Андреас Сигман заявил, что вопреки тому, что в 2010 году именно в Германии закрылось 350 туристических агентств, он уверен в успехе своего проекта. «Правильная» туристическая розница будет расширяться. Он убежден, что приключенческие путешествия в Южной Америке или специальные программы в Азии еще долго не будут бронироваться без профессиональных консультаций.
И все это в Европе мы наблюдаем сейчас. А если нам до этого момента действительно еще не меньше пяти лет, то все не так уж и плохо, коллеги!