Казань, как известно, зарегистрировала бренд «третьей столицы России». Такой ход подсказали английские маркетологи: мол, город должен позиционировать себя в связке с ясными любому иностранцу понятиями. Иначе притока гостей не видать. В декабре я на личном опыте убедилась, что туристические амбиции Казани простираются далеко за пределы Татарстана.
Кыш-Бабай оказался татарским Дедом Морозом в красном костюме. Как выяснилось, за его раскрутку взялась одна из казанских туристических фирм, она же рассчитывает в будущем поставить туры в его «вотчину» на поток. Удастся ли это, предсказывать не берусь. С одной стороны, на сказочных героях в России худо-бедно зарабатывать научились, а с другой – до весьма скромной резиденции Кыш-Бабая ехать из Казани не меньше часа, да и уровень артистов и самой программы пока на уровне сельского дома культуры. Что же до «Татарского Каляпуша», то это аналог всем известных «турецких» или «египетских» вечеров. Национальная музыка, одежда, игры – Казань, как видно, идет по проторенной дорожке. Вообще-то за попытками российских регионов продвинуть свои туристические ресурсы я наблюдала не раз. У Казани, в отличие от многих, есть деньги. На продвижение республика тратит около $1 млн в год, примерно столько же туристов и экскурсантов принимает. Кстати, неплохое соотношение – по доллару за гостя.
Честно признаюсь, до декабрьской поездки никакой рекламы этого города я не встречала, но, рассказывают, прошлым летом билборды и правда были в соседних регионах. Оттуда ждут туристов на уик-энды и экскурсии, другое дело – иностранцы. Сейчас в общем потоке гостей их не больше 15%, но местные власти очень надеются, что бум вот-вот произойдет. Не зря ведь Казань уже несколько лет возит татарский чак-чак на выставки в Германию и Великобританию!.. Пока иностранцев угощают, на местном рынке есть вполне реальные проекты. Вот, например, такая история. Перед приездом в Казань канадского цирка «Дю Солей» городская администрация «зарядила» специальный чартер в Петербург и отправила на нем 80 представителей турбизнеса из Татарстана и окрестных регионов смотреть то самое цирковое представление. После того как артисты наконец-то прибыли в Казань, продажи туров на уик-энд с посещением «Дю Солей» резко пошли в гору. Проект «выстрелил». Среди других оригинальных идей – «Кодекс гостеприимства жителей Республики Татарстан». В отличие от кодекса приезжих, который намеревались внедрить в Москве, в нем нет ни слова о том, что нельзя жарить барана на балконе. Все куда проще: местным жителям рекомендуют чаще улыбаться, подсказывать туристам дорогу, быть вежливыми и не мусорить на улицах. Как объяснил на встрече с журналистами замминистра по делам молодежи, туризма и спорта республики Сергей Иванов, сейчас власти как раз собирают отклики на этот проект. А вот когда и, главное, как он заработает – вопрос. То ли восточный политес, то ли и вправду редкостное единодушие – но ни один представитель турбизнеса, с которым мне удалось пообщаться, не сказал даже резкого слова о местных туристических властях. Его представители и вправду производят деятельное впечатление.
Казань – это один из немногих российских городов, который делегировал в Москву «своего» человека, отвечающего за налаживание связей с туристической общественностью. По словам работающей в столице Регины Щеголевой, специалистов, желающих поехать посмотреть Татарстан, немало. Причем как среди московских туроператоров, так и среди агентств. Выходит, Казань и впрямь набирает популярность?