Что такое идеальный сайт турфирмы? Каким он должен быть и нужно ли его делать именно таким? Как найти разработчика под свои задачи и что иметь ввиду, получив от него цену и условия? Об этом – в материале Марии Смирновой, директора компании «Интернет-клиент».
В поиске подрядчика
К нам в студию часто обращаются турагентства и небольшие операторы, чтобы обсудить возможность разработки сайта для своего бизнеса. Поэтому мы имеем довольно ясное представление о том, каким видят турфирмы идеальный туристический сайт и какие бывают недопонимания с разработчиком (которого, кстати, не так просто выбрать).
Мы провели небольшое исследование, чтобы понять, какие предложения получают потребители, используя классические методы поиска информации – поиск подрядчика в «Яндексе» и анализ отраслевых оферт.
Наш сотрудник обзванивал компании и отправлял электронные письма с просьбой прислать расчет стоимости создания сайта, включающего следующие важные для турсайта модули: меню, текстовые страницы, витрина туров, новости, поиск туров («Бронни», «Туриндекс», «Ехать!», «Туры.ру», «Слетать.ру» или другой типовой туристический поисковик), спецпредложения, каталог стран, каталог курортов, каталог отелей, форма обратной связи, Яндекс-карта в контактах. Отдельно мы просили оценить стоимость уникального дизайна сайта.
Цены на турсайты
Предложения с ценами были получены от двенадцати студий из числа представленных в ТОП20 поисковой выдачи «Яндекса» в Москве по запросам «Создание сайта» и «Создание туристического сайта».
Выделись три основных «весовых» категории: самая массовая – от 50-70 тысяч рублей, представленная пятью компаниями; от 100-150 (две фирмы), 190-200 (тоже две). Отдельные представители предлагали в качестве стартовых радикальные цены: от 25 тысяч рублей, от 360 и даже от 500 тысяч рублей.
К сожалению, по запросам «создание сайта в Москве» и «создание туристических сайтов» в поисковой выдаче «Яндекса» присутствуют только несколько компаний, предлагающих готовые типовые туристические веб-сайты. У остальных – сайт-визитка, или корпоративный сайт с доработками под нужный функционал, или вовсе разработка с нуля.
Но на рынке есть и другие компании (мы запрашивали их цены отдельно), предлагающие готовые туристические сайты обычно уже в конкретном функциональном комплексе. Самая низкая из найденных нами цен – от 1500 руб.; следующий «шаг» - от 7-8 тысяч рублей, есть вариант от 25 тысяч.
Характерная особенность туристического сайта состоит в том, что к стоимости ресурса добавляются еще и платежи владельцам поисковой системы туров. В среднем по состоянию на конец февраля они составляли 18,5 тысяч рублей в год с учетом НДС (html виджет, xml выдача; полноценная интеграция стоит дороже). Одна система поиска предоставляет свои услуги бесплатно.
Функциональность предложений
Чтобы понять причины такого большого ценового разрыва полученных предложений, мы просили web-студии подробно описать предлагаемые сайты с точки зрения функциональности. Давайте посмотрим на итоги.
В основном разница в цене связана с опытом (возрастом) компании, статусностью портфолио и включением в стоимость создания сайта уникального дизайна. Некоторые присылали предложения без опции создания сайта с уникальным дизайном, потому что относили себя к дискаунтерам и старались не утяжелять стоимость разработки дорогостоящим веб-дизайном. Поэтому при получении цены уточняйте у разработчика, включил ли он в нее эту опцию.
Нужно отметить, что бюджет на создание сайта у турагентств обычно очень маленький, до 50 000 рублей, поэтому отказ от уникального дизайна - очень верное решение в такой ситуации. Ведь сделать его качественным в рамках небольшого бюджета просто невозможно.
Отраслевые решения обычно заряжены всеми необходимыми типовыми туристическими функциями. Они обычно сгруппированы в редакции. Самый дешевый типовой турсайт, как правило, содержит в себе только текстовые страницы, меню, форму обратной связи и поиск тура. В более старших редакциях появляются такие функции, как: витрина туров, горящие туры, спецпредложения, каталоги стран, курортов и отелей, ж/д и авиа билеты.
Веб-студии, не имеющие в своем портфолио готового типового туристического сайта и опыта работы с туристическими проектами, предлагали адаптировать под туристический сайт портал, сайт-визитку или даже интернет-магазин. Эти предложения вряд ли пригодны для турфирмы, так как не дают возможности показать на сайте цены на туры, спецпредложения, погоду в странах, местное время, валюты, горящие туры, наличие мест в отелях, на рейсах и многое другое.
Сайт в аренду
Иногда за дешевизной сайта кроется специфическая схема поставки продукта клиенту – SaaS (site as a service). Покупателю нужно четко понимать, что в этом случае речь идет фактически об аренде сайта, а не о покупке. Созданный по схеме SaaS, он неотчуждаем от разработчика, т.е. нельзя забрать исходные файлы сайта для доработки собственными силами или с помощью другой специализированной компании
В SaaS решении владелец сайта также не сможет поменять поисковую систему туров или попросить разработчика изменить функционал сайта. Доработки делаются обычно сразу для всех клиентов, а не по индивидуальным запросам. Эти минусы с лихвой компенсируются стоимостью – она обычно очень низкая. По такой схеме работают многие веб-разработчики. Из поставщиков типовых туристических сайтов на SaaS можно назвать «Турадмин», «Мегагрупп» и «Юми».
В типовых турсайтах часто можно встретить и аренду контента, особенно это касается каталогов стран, курортов и отелей. С одной стороны, это очень удобно, так как наполнение собственными силами каталогов – неподъемная для маленькой компании задача. С другой стороны, такие каталоги не редактируемы и не уникальны, что может быть просто катастрофично для продвижения сайта.
Основная часть отраслевых разработчиков предлагает интеграцию с одним турагрегатором, например с «Бронни.ру» или «Слетать.ру», без возможности самостоятельного переключения на другую поисковую систему. Это тоже серьезный минус, на который часто жалуются владельцы турсайтов. В нашем типовом решении мы сделали возможным через админпанель менять поставщика на турсайте.
Идеальный туристический сайт
На мой взгляд, правильнее говорить не об идеальном, а об эффективном сайте. Он должен, прежде всего, выполнять бизнес-задачи, а быть красивым и функциональным – ровно в соответствии с его целями, не больше и не меньше.
Туристическим агентствам, например, вполне достаточно недорогого готового типового сайта. Цена достойного сайта в эконом-варианте для маленького турагенства (сайт визитка + поиск туров) начинается от 13-14 тысяч рублей.
Сайт с каталогом стран, курортов и отелей на базе типового решения с уникальным дизайном будет стоить уже не менее 150 тысяч рублей. Для небольшого турагентства это, пожалуй, самое эффективное решение.
Туроператору или крупному агентству, скорее всего, потребуется сайт более сложный: с интеграцией с базой SPO туроператоров, системой бронирования, личным кабинетом для агентств или туристов, системой оплаты туров картами и электронными деньгами, другими функциями. Такой сайт не является типовым и делается по классической схеме: с разработкой технического задания, уникального дизайна, динамического прототипа и так далее. Естественно, по совершенно другой цене. Для такого сайта она может начинаться от 400 000 рублей, в зависимости от сложности интеграций с базами операторов, дизайна и интеллектуальных функций. Несомненно, любая web-студия со стажем, специализирующаяся на разработке сложных решений, справится с этой задачей в рамках такого бюджета. В частности, в нашем исследовании целый ряд компаний предлагал создание сайта именно с нуля.
Таблица 1. Ценовые предложения компаний из поисковой выдачи
Компания | Цена в руб. с НДС или УСН, от |
---|---|
«Web4Travel» | 25 000 |
«Мегагрупп» | 50 000 |
«Интернет-клиент» | 60 000 |
«Экзитерра» | 60 000 |
«Силвер Сайт» | 70 000 |
«Промотинг» | 100 000 |
«Orange Label» | 150 000 |
«Itrack» | 192 200 |
«Планета CMS» | 200 000 |
«Дизайн-студия Борового» | 360 000 |
«Diogenes» | 500 000 |
Таблица 2. Ценовые предложения профильных разработчиков турсайтов
Компания | Цена в руб. с НДС или УСН, от |
---|---|
Web-партнер «Ехать!» | 1 500 |
Web-партнеры «Слетать.ру» | 7 000 |
Web-партнер «Бронни.ру» | 8 000 |
«TourAdmin» | 13 000 |
Web-студия «Интернет-клиент» | 25 000 |