В Москве, как в любом, наверное, крупном городе, есть места, где плотность турфирм зашкаливает. Их очень хорошо видно через Яндекс.карты – офисы нанизаны гирляндами на бульвары и центральные улицы, роятся вокруг станций метро. В один из таких «роев» у Алексеевской отправилась корреспондент HotLine.travel Яна Макаренцева. Цель - выяснить, как работается, когда соседи через одного – конкуренты.
Большую концентрацию турфирм на одном клочке земли между собой в редакции мы назвали "туристическим муравейником". Если просмотреть карту "Яндекса" по запросу "турфирма" на максимальном масштабе, глаз сразу ловит такие скопления. Высокое здание «НИИТеплоприбор» у Алексеевской – один из таких «муравейников». Место известное: когда-то там сидел "Капитал Тур".По пути на проспект Мира, 95, в предвкушении встречи с представителями турагентств, хорошими и разными, почему-то вспоминаются цитаты про "обыкновенных людей", которых "квартирный вопрос только испортил". Испортил или не испортил – отправляюсь выяснять в 1-е строение.
На фасаде – одинокая табличка "НИИТеплоприбор", внутри – фойе с золотыми рыбками в аквариуме, скучающий охранник и бюро пропусков. Препятствие номер один. Пропуск просто так не оформляется. Честно исполняя должностные обязанности, сотрудник бюро просит назвать меня фирму, в которую я собираюсь отправиться. "Ложь во благо, ложь во имя профессии…" Называю первую вспомнившуюся турфирму в этом здании, но меня провожают к служебному телефону: "Звоните и заказываете пропуск". Получаю. Но не спешу. Думаю: а куда бы я пошла, будь обычным туристом? Возникает подсказка. На информационном стенде, соседствуя с предложениями выучить английский язык, арендовать помещение под офис или купить недвижимость в Испании, висит листовка турагентства "ДИАЛ Вояж", даже с визитками менеджера. Отправляюсь почти в поднебесную – на 14-й этаж. Там направление к отличным турам и, наверное, высококлассному обслуживанию, указывает яркая табличка на оранжевом фоне коридора. Но мечты о задушевных беседах о настоящем и будущем российского туризма рушатся сразу, как карточных домик от дуновения ветра. В уютном офисе (сохранился только в моей памяти, фото нет) - три сотрудника, один клиент. И вот занятая клиентом менеджер подчеркнуто-вежливо просит: "Девушка, не отвлекайте, пожалуйста. Я буду очень вам признательна". На вопрос, с кем имею честь беседовать, она представляется… уборщицей. «Ничего себе охват должностных полномочий», - с легкой завистью думается мне… Не солоно хлебавши, уже из коридора фотографирую хотя бы вид из окна, которым ежедневно любуются сотрудники "ДИАЛ Вояж" (конечно, если не заняты работой с клиентами или уборкой). Ладно. Видимо, я слишком высоко забралась. Еду на лифте на третий этаж. Здесь "соцветие" турфирм уже пышнее – на одном этаже их три, так что "конкурирующим" указателям волей-неволей приходится красоваться рядом друг с другом. Первый шаг хочется сделать в "Шаг Тревел". Интуиция не подводит. Здесь беседую с генеральным директором Евгенией Шариповой. Цель все та же: выяснить, каково работать в "туристическом муравейнике". Евгения рассказывает, что в этом здании турфирма "живет" с рождения, то есть 6 лет. В день по предварительной договоренности может прийти до 15 человек, а может и никто не прийти – это и от сезонности зависит, и даже от погоды на улице. Плюсы в таком расположении офиса тоже есть. Во-первых, шаговая доступность от метро. Во-вторых, наличие в здании маленьких площадей (что для Москвы в последнее время редкость), а для турфирмы достаточно офиса 15-30 кв.метров. А в-третьих, никто не заходит с улицы, просто поболтать. Знаете, как бывает: "У меня тут жена костюм выбирает, ну а вы пока расскажите мне, куда вообще отдыхать люди ездят, – комментирует Евгения. – Мы работаем со своей клиентской базой, которую накопили за годы, и стараемся не наращивать объемы, а качественно отрабатывать именно ее, потому что лучшая реклама – это сарафанное радио". Напоследок Евгения разрешает сфотографировать офис с памятными сувенирами – подарками туристов и трофеями из рекламных туров. Напротив "Шаг Тревел" находится еще один офис, судя по вывеске, предоставляющий услуги поиска и бронирования авиа- и ж/д билетов, туров и отелей – "Авиапартнер". Здесь разговор снова вышел недолгим: "Я билеты не успеваю продавать, а тут еще с Вами разговаривать", - заявила одна из двух сотрудниц. Решаю не беспокоить лишними вопросами и делаю фотографию без спроса. Иду дальше. Последний в моем "обходном списке" на этом этаже – офис "Эльдорадо Тур". Здесь меня встречает менеджер Евгения Коробкова. С ней обсуждаем плюсы и минусы соседства конкурентами: "Свои клиенты все равно идут к нам, а с соседями мы дружим: с "Шагом" часто друг к другу ходим: деньги разменять, какие-то расходные материалы одолжить". Евгения вспоминает, что до Нового года их офис находился на 17-м этаже, но случайный "разовый" турист шел к тем, кто поближе. "Был обидный случай, когда туристка по пути от метро не дошла до нас, просто потому что по дороге увидела вывеску другой турфирмы, на первой этаже". Еще проходимость была больше, когда рядом располагался кабинет нотариуса, потом нотариус съехал. Как же можно сделаться "заметным" в этом здании? Оказывается, никак. На фасаде все вывески запрещены (правда, компании English First "повеситься" все-таки удалось), вывески внутри тоже надо по сто раз согласовывать. В итоге в разговоре приходим к тому, что где бы ни располагался офис, для туриста первостепенна цена, и придет он туда, где ему предложат большую скидку. По традиции – фото на память. На журнальном столике было приятно обнаружить свежий выпуск "Горячей линии". А попугая, кстати, зовут Никки (если обращаетесь на "Вы", то, пожалуйста, Доминик), привезен из гранд-тура по Доминикане, в клетке не держится, волен свободно перемещаться по офису, вызывает бурю положительных эмоций у клиентов. На этом в 1-м строении турфирмы заканчиваются. Грозди турфирм на картах, вероятно, разрастаются потому, что одни компании "отмирают", а информация о них в базе остается. С чувством недовыполненного долга и "недоспрошенных" специалистов, выдвигаюсь в соседний подъезд. Что удалось обнаружить и услышать там – в следующем репортаже.