Бывший инженер занялся турбизнесом на Полярном Урале
«Лиза, скиньте потом ссылку, пожалуйста! А я тогда пошел оленей кормить, а то не поймут, куда пропал». Александр Зубков, или, как его называют здесь, Филиппыч, – инженер-кибернетик, 17 лет назад жил и работал в Санкт-Петербурге. Сейчас он здесь, в центре Уральского хребта, у подножия горы Рай-Из, в своей небольшой нише поднимает с колен внутренний и въездной туризм.
Наш герой – организатор пеших туров и сплавов для любителей экстремальных путешествий. Сам живет здесь же, в доме, который некоторые романтики из Центральной России ласково называют "избушкой", разводит оленей и принимает туристов круглый год. Места достаточно, чтобы оставить гостей на ночлег. Зимой, в самую горячую для этих мест пору, к Филиппычу выстраиваются очереди из россиян и иностранцев, которые потом отзываются о нем с восторгом и удивлением.
Променял. Питер на Ямал
По образованию – инженер-кибернетик, до пенсии Александр работал в Министерстве обороны. Но один раз побывав в тундре, уже не смог вернуться к жизни в мегаполисе. Сначала возникла просто любовь к этим местам, потом – понимание, чем заниматься, чтобы приносить пользу природе и людям.
Прежде чем заговорить со мной о серьезном и бизнесе, собеседник поздравил с праздником Крещения. Тут же стало стыдно за свой жадный порыв узнать много и сразу, с порога. Хорошо, что с чувством юмора у Филиппыча всё в порядке, и он не обратил внимания на то, что я к нему – без долгих вступлений.
Сегодня Александр ждет китайцев, потом итальянцев, за ними – москвичей. Рафтинг, лыжи и сноуборд, фототуры и трэвел-квесты, снегоходные сафари и буксировка на оленях, скизи, кайтинг, походная баня и отдых для самых маленьких туристов. Это только на словах всё так, как у всех. А на самом деле Александр предпочитает не продавать клиенту «Маршрут №*». В чем успех Александра Зубкова? «Задача – выяснить о клиенте всё: от его здоровья, веса, уровня подготовленности до пристрастий, мечтаний, наконец, психологического состояния и предложить ему то, за что он скажет: «Спасибо, что вы есть!» Впрочем, работает Филиппыч не только за спасибо. Разброс цен – от 300 рублей за час до 5 тыс. рублей в сутки.
Работы много, денег пока не сильно, но оптимизмом и любовью к природе наполнено каждое слово и каждое фото Александра. «Все мы, «туроператоры», – попросту посредники между природой и людьми и поэтому эту природу должны хорошо знать и понимать. Но некоторые предпочитают не обременять себя этим, а получше изучать психологию клиента, чтобы «втюхать» ему «турпродукт». Философия хозяина простая и понятная: «Делай и тебе воздастся». Он признает, что бизнес нелегок из-за нехватки средств, но на чиновников и другие «препоны» не жалуется: «Во всяком случае, не помню, чтобы в чем-то отказывали». Поднимать цены, чтобы повысить рентабельность, Александр считает нецелесообразным, он уверен, что у каждого прайса есть психологически приемлемая граница.
Есть у отшельника и партнеры, которые помогают ему в организации экстремальных туров. А вот продвижением и рекламой своих услуг в прямом смысле этого слова Александр не занимается. Считает, что фотографии и истории о Полярном Урале, которые он публикует на своих страницах в соцсетях, должны вдохновлять туристов добраться до этих мест. И это работает – желающих вкусить романтику настоящего Севера всё больше.
Формула успеха внутреннего туризма от отшельника
По мнению Филиппыча, туристам мало дать пожить неделю-другую в чуме, их сначала надо посвятить в психологию и образ жизни аборигенов. «Наши туристы, особенно фрирайдеры и экстремалы, вообще, конечно, балдеют от всего увиденного, понятого и принятого».
Посмотришь на фотографии, послушаешь, что говорит Филиппыч, и представляешь себе Ямал мистической сказкой, местом силы, начинаешь думать – а может, в следующий отпуск сюда… Как с таким же успехом повысить привлекательность других российских регионов и возможно ли это, спрашиваю я Александра Зубкова? «Просто не надо делать «как у них». Они сами просят только не делать «как у них». Ценить самобытность места, региона, страны и пореже сетовать на «инфраструктуру» и «логистику». Мы выиграем тогда, когда к нам захотят приехать и на следующий год, и через год».
А вы согласны с мнением Александра Зубкова? И хотели бы вы променять работу в офисе на что-то подобное? Какие сумасшедшие идеи приходили в голову вам?