Сколько лет осталось жить туризму? Этот вопрос турагент Людмила Нечипорук обсудила с коллегами за бокалом вина на дне рождения французского офиса по туризму Atout France. Выводами она поделилась в своей статье, полную версию которой можно прочитать на HotLine.travel
Французское посольство. Вокруг праздник, улыбки, смех. А мы гадаем: сколько продержимся? Три года? Пять? Мнения разошлись. Не буду уточнять, кто это – мы. Коллеги, которые, так же как я, открыли агентства 17–18 лет назад.
Как и положено, начали с «кто виноват?». Билл Гейтс! С эпохой Интернета, появлением удобных систем бронирования клиенту нетрудно понажимать на клавиши. Качество жизни, прогресс в образовании отразились на количестве туристов, заказывающих туры в агентствах. Так сказать, обратно пропорциональная зависимость.
Виноват облегченный визовой режим, пожаловался следующий «обвинитель». Если раньше за той же французской визой надо было ночь простоять да день продержаться, то теперь французы дают спокойно «мульти».
Однако, взяв на себя роль адвоката, я заметила: в той же Европе вообще нет ни виз, ни границ, ни языковых барьеров, технические новации пришли раньше, а люди по-прежнему обращаются в агентства.
Виноват Закон о туризме, прежде всего статья о фингарантиях! Закон, призванный укрепить отрасль, стал фактором для ее саморазрушения. Просто по Фрейду, на уровне подсознания, точит мысль: если есть гарантии – есть риск. Помнится, Стржалковский, один из бывших руководителей отрасли, так и сказал: туризм – рискованный бизнес. Имея в виду вовсе не землетрясения и прочие форс-мажоры. А именно то самое, что сегодня происходит.
Все силы бросили не на оттачивание отношений «агент – оператор», не на приведение в юридическое соответствие партнерских договоров, не на укрепление или хотя бы сохранение того хорошего, что было, а на меры безопасности в заведомой «дуэли»: клиент и потенциальный мошенник, он же турагент или туроператор.
Теряюсь в догадках, хитро было задумано или неумно. Хитрость в том, что оператор может заключить договор с агентом как ему вздумается, а агент с клиентом – в соответствии с Законом о защите прав потребителей. А неумно – потому что турист заведомо «приписан» к той страховой компании, которую выбрал оператор. Но мы-то знаем, на каких откатах выбираются страховщики.
Виноваты сами туроператоры. Вспомнился скандал шестнадцатилетней давности: сбежал директор фирмы Тour Express. Побег – позже это станет традицией – состоялся накануне Нового года, сценарий знакомый: пустой офис, сотрудники в шоке, агентства в панике. Что изменилось с введением фингарантий? Ничего, но банкротиться стали подозрительно регулярно.
Выпив за здравие любимого всеми Atout France, не стали-таки – пока! – пить за упокой туризма, хотя очевидно: кредит доверия настолько подорван, что начинать очередную эпопею с правками поправок – просто отсрочка агонии.
Нужен настоящий разговор, а не междусобойчик игроков, диагностика реальности, включая все аспекты: внешнеполитический, экономический, юридический, технологический и пр. Только после тщательного check-up можно хотя бы попытаться сохранить и отрасль, и людей, и все лучшее, что было за эти годы. А действовать прежними методами – мертвому припарки.