Руслан Доусон ведет интернет-блог о работе на круизных лайнерах. Он неоднократно бывал в море, трудился барменом, а в своей статье для «ГЛ» заступился за рядовых членов экипажа Costa Concordia, считая, что ругают их зря.
«Не зная броду, не суйся в воду» – такие слова мне хотелось произнести, когда я услышал очередную версию гибели «Конкордии», а именно ту, что якобы капитан целенаправленно приблизился к берегу, чтобы отдать дань традициям, передать привет бывшему капитану судна. Очень не хочется мне в это верить.
Версий произошедшего много, а очевидного ответа нет и уже не будет, наверное. Сейчас много написано на эту тему, и что очень сильно настораживает, это то, что льется огромное количество грязи на персонал судна. Эту тему я и хочу поднять в данной статье.
В первую очередь нужно четко уяснить, что все мы люди, у всех свои семьи и персонал так же дорожит своими жизнями, как и пассажиры. Но если уж мы работаем в круизной индустрии, то, наверное, вся ответственность ложится на нас, и никак иначе. На круизных лайнерах работает огромное количество людей разных национальностей, но преобладают в основном филиппинцы, индонезийцы и индийцы. Они очень своеобразны, но и в то же время не могу сказать, что у них отсутствуют морально-этические нормы. Они достаточно вежливы и воспитанны. Этот факт в какой-то мере опровергает множество нападок на них со стороны журналистов и пассажиров.
«При спуске шлюпок персонал судна, в частности филиппинцы, пинали ногами женщин и прыгали первыми в боты». Я считаю это полным бредом и банальным преувеличением. Возможно, один-два человека и были из персонала – это не исключено. Ну и впоследствии, как любят люди раздувать из мухи слона, обвинили всех остальных.
Что касается подготовки персонала в целом, то тут скрывать нечего, не все относятся добросовестно к «дриллам» (тренинг для персонала, когда по сигналу General Emergency нужно занять свою «точку сбора» – Muster Station). А судя по некоторым сообщениям пользователей моего сайта, в прошлом являвшихся работниками «Конкордии», никаких тренингов в последнее время на борту вообще не наблюдалось.
«Коста Конкордия» врезалась в скалы. Судно получило пробоину в 30 метров. Мое мнение, что это именно тот случай, когда капитан должен во все горло дать команду: Abandon Ship (покинуть корабль) и в срочном порядке начать эвакуацию пассажиров, об этом написано в брошюре, которая есть у любого члена экипажа. Но этого почему-то не случилось, чем занимался «Мастер» в это время никому не известно. Очень хочется верить, что он действительно не мог давать команды, и его вины в этом нет. Но, увы, обстоятельств против него на данный момент очень много. И с этим спорить бессмысленно.
Отсюда, собственно, и появляются все те изречения пассажиров, которые заявляют, что персонал не знал, что делать, и вел себя непрофессионально. Персонал просто-напросто не может ничего поделать без приказа капитана. Это и есть основная причина, без которой можно было бы вообще избежать жертв. Сигнал General Emergency (семь коротких и один длинный) прозвучал очень поздно, уже после того, как судно ушло на крен. И сколько бы ты ни делал подобных манипуляций со шлюпками на учебных тревогах, сделать то же самое во время реальной аварии, да еще и с накрененным судном, очень и очень сложно.