Я лично предпочитаю отдыхать за границей. Там цивилизованнее, чище, дружелюбнее. И, что самое главное, дешевле. Отечественные же курорты, как ни прискорбно, становятся все более и более недоступными.
<Что мешает зарабатывать туроператорам?
Этого летнего сезона туроператоры по Краснодарскому краю ждали с нетерпением. Нестабильность в арабских странах и ЧП по всему миру увеличили интерес к отдыху в России. Раннее бронирование показало рост до 80%. И вот лето в разгаре, однако спрос далек от желаемого. Почему?
Как дорого быть патриотом
«Мы ждали большего, все признаки удачного сезона появились еще ранней весной, в феврале, например, как горячие пирожки разлетались туры с заездами в июне. Думали, и дальше так пойдет», – отмечает Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин». Не пошло. Заявки поступают, по оценке туроператоров, в «замедленном режиме». Де-факто, более или менее продаются туры разве что в Анапу и Геленджик, а вот Сочи «просел» особенно сильно. По словам Ильи Уманского, генерального директора Национального оператора «Алеан», туристы просто боятся ехать, предполагая, что там повсеместно ведется олимпийская стройка, стучат молотки, всюду грязь и пыль. «Хотя на самом деле это не так», – добавляет Алена Загорец, директор по развитию турпродукта компании «Мультитур». – В туристических зонах никакого строительства не было и нет». Главная причина «вялых» продаж скорее все же в другом.
К лету поток негативных новостей из-за рубежа иссяк. Зато появилось огромное количество предложений недорогого отдыха в Греции, Испании, Италии и других теплых странах, где уровень сервиса, как правило, превосходит тот, что могут предложить курорты Черного моря. Причем цены из-за жесточайшей конкуренции между туроператорами порой кричаще низкие. Например, в Римини в июне можно было слетать на неделю за €300, цена включала перелет и проживание в отеле 3*. А стоимость отдыха в Краснодарском крае, наоборот, выросла. По оценкам экспертов, размещение подорожало в среднем на 7%. И самое неприятное, что управляющие многими гостиницами и санаториями «подтянули» июньские и июльские тарифы до уровня августовских. Произошло это потому, что в последние годы туристы активнее бронировали путевки на начало лета, так как в этот период можно было сэкономить до 40%. Теперь цены одинаково высокие весь сезон. Комната в отечественной здравнице, пансионате или гостинице с трехразовым питанием обойдется как минимум в 2000 рублей в сутки. И это только «наземка»! А ведь надо еще заплатить за авиабилет.
По оценке экспертов, из Москвы еженедельно вылетают самолеты примерно 20 регулярных перевозчиков. Вроде бы рейсов много, но конкуренция не ощущается, билеты порой обходятся в нереальные суммы. Из Москвы до Краснодара, Анапы, Сочи или Геленджика и обратно перелет обойдется минимум в 9000 рублей. «А в пиковые даты цена доходит до 30 тыс. на человека, – сетует Лидия Попихина, менеджер по Краснодарскому краю компании «Роза Ветров». – Слетать в ту же Анапу дороже, чем в США». Региональным туристам еще сложнее, потому что не из всех городов России поднимаются самолеты в Краснодарский край, а там, где они есть, билеты стоят от 8000 рублей в один конец (в низкий сезон!). Неудивительно, что туристы выбирают заграницу. Кстати, не только дальнюю. Часть турпотока с российских курортов отхлынула в Крым. Там тоже произошло подорожание размещения где-то на 10%, однако это компенсировалось падением курса гривны по отношению к рублю. В итоге отдых в июне в Крыму на базе полного пансиона обходился ориентировочно в 900 рублей в сутки. К тому же отношения Украины и России потеплели, и наши соотечественники весьма охотно посещают местные курорты. По статистике Министерства курортов и туризма Крыма, перед началом лета уже было забронировано 75% номерного фонда полуострова на весь сезон. Кроме конкуренции с дешевыми зарубежными турами есть еще одна проблема: все больше туристов стремятся забронировать размещение у Черного моря напрямую, минуя туроператоров. Этому способствует стремительная интернетизация отелей и санаториев. Многие имеют собственные сайты, а также включают информацию о себе в специализированные интернет-каталоги. Быстро сравнить цены, найти телефон интересующей гостиницы или здравницы теперь не проблема.
Что делать?
Нельзя сказать, что туроператоры по Краснодарскому краю сидят сложа руки, наблюдая, как их клиенты «утекают» за границу или в Интернет. «В выигрыше сейчас окажется тот, кто предложит туристам скомплектованный недорогой продукт», – говорит Илья Уманский. То есть то, что давно стало нормой у тех, кто занимается зарубежными турами. Сделать это можно, организовав чартеры. Попытки договориться с авиавластями предпринимались неоднократно, в том числе и минувшей весной. Но безрезультатно. «Нам сказали примерно следующее: «Если вы поставите чартер, как мы регулярку грузить будем?» – сообщил на условиях анонимности один из собеседников «ГЛ». Альтернативный вариант перевозки нашли «Роза Ветров», «Алеан», «Дельфин» и «Мультитур»: совместно организовали «чартерный» автобус, который возит туристов из Москвы в Анапу и Геленджик и обратно начиная с июня. Правда, по словам Сергея Ромашкина, грузится их маршрут пока хуже, чем ожидалось.
Дело в том, что место стоит несколько дороже, чем плацкартный вагон, – около 3900 рублей в оба конца (а плацкарт обойдется примерно в 3500 рублей). И спрос на автобус появляется лишь в те даты, когда нет мест в плацкарте. Другой путь – удешевить «наземку». Иными словами, сильно сокращать размер своего заработка. Например, многие туроператоры продают размещение по цене нетто, прибыль складывается из комиссии, которую начисляют отельеры. Это примерно 20%, но из них от 10 до 14% надо отдавать агентствам. «Таким образом, если подсчитать, отправив, скажем, одну семью в Краснодарский край, мы зарабатываем где-то 350 рублей», – делится Лидия Попихина.
Пока без гвоздя
Прогнозы на ближайшее будущее не оптимистичные. Продолжится рост цен на размещение, туроператорам будет все сложнее предлагать дешевые путевки. Кроме того, отельеры Краснодарского края, чувствуя интерес прямых клиентов, будут постепенно уменьшать вознаграждение туроператорам за посредничество. Этого опасаются многие участники рынка, поэтому стараются своевременно выкупать квоты на сезон, вносить ранние депозиты. Но в конце концов и такой способ завоевания лояльности отельеров перестанет действовать. И тогда, как выразился Сергей Ромашкин, останется лишь повесить ключи на гвоздь и уйти. Впрочем, это произойдет не сейчас. А пока участники рынка внутреннего туризма думают о расширении ассортимента. Чтобы не «Россией единой» зарабатывать на хлеб.