В руках этих людей – в буквальном смысле отдых десятков, сотен людей. Перед самым вылетом они выдают туристу пакет документов на тур, включая даже загранпаспорт. В минувшее воскресенье, 4 августа, корреспондент HotLine.travel Яна Макаренцева слетала в аэропорт Домодедово – познакомиться с этими постовыми туризма. Вернулась с фоторепортажем.
Воскресенье, 3 часа дня. Аэропорт Домодедово живет своей обычной жизнью: потоки туристов, упакованные в синюю пленку чемоданы, вереницы очередей повсюду. В зале ожидания в несколько рядов стоят стойки с названиями турфирм. Это – место, где несут свою службу провожающие. Без них не обходится значительная часть путешествий.
Ситуации, когда сразу все работники были бы «на посту», почти не встретишь: каждый менеджер курирует свои рейсы и находится в аэропорту только тогда, когда улетают туристы того туроператора, где он работает. В воскресенье корреспондент насчитал 24 туроператорских стойки, на 6 из которых работали представители компаний. Исключительно мужчины – оно и понятно: работа нервная, напряженная, порой круглосуточная – возвращаться на место работы часто приходится по нескольку раз в день, если перерывы между рейсами большие. Ночью самолеты тоже улетают, так что график у них, можно сказать, ненормированный.
Общение с каждым из флайт-менеджеров складывалось по-разному: кто-то охотно рассказывал о работе, кто-то реагировал настороженно, отдельных же просто было неудобно будить… Фотографировать уважаемые господа себя не разрешили, но пообещали прислать хорошие фотографии по почте. Кто-то даже не обманул!
Максим Зерцалов, 33 года (Intourist)
Максим закончил железнодорожный техникум и сразу попал в туризм: сначала работал в агентстве менеджером, потом в визовом отделе, а в 2000 году перешел на работу провожающим, так что гордо причисляет себя к «старой гвардии». Вспоминает, как порой приходилось не спать по 6 суток: «А что, бывало, но работа интересная…» Проспать в его деле – это табу. А вот работать в выходные приходится нередко. «Бывает, менеджеры в офисе забывают положить паспорта в пакет с документами, приходится мчаться и подвозить за несколько минут до окончания регистрации. Все мы люди, случаются ошибки…»
Евгений Сергеев (Pegas)
На Евгения кивали его коллеги, отвечая на мои вопросы: мол, у него спросите, он знаток, всю жизнь в этой работе. «Это не профессия, это грех! – отозвался в нашем коротком разговоре Евгений. – А вообще, не люблю я всю эту фигню, вон, поговорите с другими, им все равно делать нечего! А у меня семья, дети… Не обижайтесь, на меня нельзя обижаться! Всё, парни, пока!» И был таков.
Дамир Мурсалимов, 22 года (Anex Tour)
Дамир закончил Авиационный университет в Уфе в прошлом году и сразу переехал в Москву. Работа провожающим после института – первая. «Насколько знаю, я тут самый молодой. И самый перспективный», - улыбается Дамир. Нервы закалила ситуация, которая возникла в первый месяц работы: задержка рейса на 8 часов. В таких случаях туристов везут в гостиницу. «Представьте, каково это – собрать 235 человек и рассадить по автобусам? Когда собралось только 215, пришлось делать перекличку, чтобы выяснять имена остальных 20 отсутствующих. И, конечно, в любой толпе найдутся два-три не самых спокойных или рассерженных человека. Таких приходится отводить в сторону и успокаивать». В будущем Дамир видит себя только в авиации. «Меня всегда тянуло к самолетам. А мечты, как известно, сбываются!»
Иван Маруха (TUI)
Иван оказался единственным, чей бейдж с именем и мобильным номером был представлен на стойке для удобства клиентов. К сожалению, Иван человек очень занятой, и даже не смог оторвать глаз от своих бумаг, добавляя, что собеседник из него никчемный. Не до разговоров Ивану, двигаемся дальше.
Просто Александр
Человек, заседающий под вывеской «Горячих туров», представился Александром. Он привлек мое внимание, еще когда перебил рассказ своего соседа заразительным смехом, приговаривая: «Ты лучше расскажи другую историю! Ираклион-Хургада!» Сам потом от интервью отказался, объяснив тем, что находится в федеральном розыске, принял от коллег пожелания приятного аппетита, добавил, что «вообще здесь не работает, а ждет своего рейса на рабочем месте друга» и попросил больше не беспокоить. Обнаружила впоследствии его фото на общих кадрах. Подумалось: «Надо же, заметил, прикрывается… Наверное, не шутит про федеральный розыск».
Дмитрий Остапенко, 32 года (Библио Глобус)
Дмитрий по специальности – автомеханик. В жизни довелось поработать и водителем, и менеджером на фирмах. В туризме – 8 лет. На вопрос, где комфортнее работается, в аэропорту или в офисе, отвечает лаконично: «Без разницы». Разговор с Дмитрием прерывает подошедшая туристка. Парад строгих вопросов: «Куда летим? Фамилия? Номер заявки? Давайте паспорт». А дальше надежды закончить беседу обрываются – Дмитрий отходит решать возникшие проблемы по телефону.
Андрей Грачев, 40 лет (ICS Travel Group)
Андрей – кандидат технических наук, окончил Индустриальный университет в Москве. Друзья называют его «дедушкой турбизнеса»: в профессию попал 20 лет назад, 15 из которых отработал в S7 Tour. Из приятного в работе – свободный график, с таким детьми удобно заниматься, у Андрея их трое. Самым тяжелым в своей работе считает ответственность за туристов: «Иногда стоишь в пробке – и хоть вертолет вызывай. У тебя целый багажник документов, а самолет, как говорится, за хвост не подержишь!» Андрей вспоминает, что когда-то пытался открыть свое агентство, но «задушили конкуренты, налоги». Из самых курьезных вопросов от туристов припоминает следующий: «А вон же наш самолет за окнами стоит! Мы опаздываем! Как к нему пройти побыстрее? Тут есть дверь?» В перспективе планирует перейти в Газпром, только ждать этого приходится уже пятый год. «Это как повезет. А так везде хорошо, где нас нет!