Он всегда был рядом. Всегда на связи. Всегда готов к разговору. И всегда – к честному и открытому. Его любили и уважали. Мнение «Орка» весило много. Его статья «Кто обрушивает рынок», опубликованная в апреле, вызвала большую дискуссию. А в августе он первым откликнулся на идею про «дедушек туризма» и написал свою автобиографию. 18 января 2013 года он умер.
Годов мне уже немало: в начале июня отметил юбилей – первые 60 лет своей жизни, из них 13 лет (!) в нашем шоубизнесе – туризме! Так получилось, что до туризма служил в МЧС 11 лет, до этого 15 лет в Вооруженных силах на офицерских должностях. После увольнения в 1995 году поработал на «буржуев» и с 1999 года совершенно случайно (как это зачастую бывает), попал в туризм. То есть принял решение (по «наводке» друга из МИФИ, который успешно занимался агентским бизнесом до этого уже несколько лет) открыть туристическое агентство.
Естественно, учитывая мой советский боевой путь красного офицера, за границей никогда особенно не бывал. За исключением пяти лет, которые прожил, вернее прослужил – а это, поверьте, две большие разницы, как говорят в Одессе, в Германии, в ГДР, в группе советских войск. Служба была непростая: за пять лет один раз съездил в Берлин в т.н. «самоволку» (нам запрещали выезжать даже в Восточный Берлин) и один раз на организованную экскурсию в Дрезден. Кстати, в прошлом году собрал все свое семейство (а сын родился именно в ГДР) и совершил «ностальгический» тур на арендованной машине по бывшей ГДР: по местам «боевой славы» и просто по Берлину и Дрездену. Потрясающие впечатления, должен вам доложить!
Итак, в 1999 году решил заняться туризмом в мае месяце, срочно пытался забронировать какой-нибудь турецкий «рекламник», но поезд, вернее самолет в «рекламник» полетел без меня – не было мест. Тогда я просто забронировал тур через еще никому почти неизвестный ТЕЗ ТУР и поехал на неделю изучать Турцию, так как именно Турция в то время приносила основной доход для агентства предполагаемого мной типа. Для большинства моих агентств Турция и сейчас, пожалуй, стоит в лидерах продаж.
Приехав на отдых, связался с принимающей стороной и, объяснив ситуацию, попросил организовать мне индивидуальный фам-трип по турецким отелям. В то время, кстати, их было не так много, как сейчас, и это было несложно. Мне ТЕЗ ТУР (качество работы оператора просматривалось уже тогда) предоставил гида с машиной и показал очень хорошо основные отели.
Вернувшись в Москву, я в течение нескольких дней работал над выбором места для офиса и арендой помещения. Арендовал офис на м.Алексеевская и с 7 июня (поздновато, конечно) начали работать.
Не знали ничего! Первым делом заключили договоры с «крупняком»: ТЕЗ ТУРом, ТРЕКом, ПЕГАСОМ и еще с кем-то, не припомню… С НАТАЛИ, наверное… Прихватили у них плакатиков и прочей рекламной продукции, развесили в офисе и дали рекламу, естественно, в ЭКСТА-М, в так называемой «братской могиле»… 17 июня вышла реклама, а 10 июля первые наши туристы поехали в Турцию! Это было счастье, так как комиссия сразу составила аж 100 долларов (немалые для тех времен деньги)!.
Ну и пошло-поехало!
Что интересно, при открытии офиса, именно 7 июня , в страшном цейтноте, я потерял свою барсетку, где были все личные документы и тысяч 10 долларов на развитие бизнеса… Пришлось все восстанавливать и начинать бизнес в долг: т.е. договорился с арендодателем, что аренду будем платить по окончании месяца и получил разрешение пользоваться их факсом (компьютеров в то время в агентском «производстве» практически не было и все «спецы» шли ночью рассылкой по факсу: по утру мы разматывали многометровые «портянки», сортировали их и анализировали на предмет лучших цен, «стопов», перелетов и пр.).
Итог первого месяца был… +1 доллар! Но не было долгов. Следующие месяцы прошли, естественно, благодаря лету, гораздо лучше. Мы сделали себе зарплату! Стали обрастать мебелью, офисной техникой, визитками, бланками и пр.
Мы работали и зарабатывали.
Потом начали появляться повторные туристы (капитал каждого агентства) и один из них решил также открыть офис. В общем, открыл под моим юрлицом и мы стали «сетью». После этого через пару лет мы стали открывать дополнительные офисы продаж: некоторые были успешными и работают доселе, некоторые пришлось закрыть по нерентабельности (неверно выбранное место, как правило), некоторые продавались…
Тем не менее мы дожили до сегодняшнего дня и заработали (пардон за нескромность) необходимые в нашем деле преференции у большинства туроператоров. А это, как известно, тоже капитал турагентства!
Не секрет, что бизнес, как и вся жизнь, не стоит на месте: постоянно приходится держать прицел на развитие и отслеживать и учитывать быстроменяющуюся обстановку для принятия своевременных, обоснованных и эффективных решений.
Если в бизнесе ты сегодня не сделал шаг вперед, то это стопроцентно значит, что ты сделал шаг назад!
Так что, только вперед!