Александр Сизинцев, генеральный директор Biletix.ru, написал для «ГЛ» колонку о том, чего стоит ждать в сфере туристического онлайна в наступившем году. Материал был сдан в редакцию еще 31 декабря и оказался пророческим – в январе тезисы г-на Сизинцева подтвердил крах билетного сайта Eviterra.com.
По данным Rutramarin, объем российского онлайн-трэвел рынка в 2013 году достиг $8,3 млрд. При этом более половины онлайн-рынка занимает авиа сегмент. В отличие от офлайн-рынка наименьшую долю, всего 4%, по данным того же источника, в онлайне занимают туры. В этом сегменте в 2013 году активность проявляли вчерашние стартапы Leveltravel, Travelata, Itour.
В 2013 году активно развивались, как технологически, так и коммерчески, метапоисковые системы. Лидерами в этом сегменте рынка являются Aviasales и Skyscanner.
Примечательно, что именно метапоисковикам в 2013 году удалось стать причинами финансового краха некоторых онлайн-тревел-агентств. За счет значительных маркетинговых бюджетов и грамотного позиционирования метапоисковики создают видимость того, что пользователи якобы покупают авиабилеты напрямую у них, а не через них у онлайн-тревел агентств. Но вместо анализа такого поведения и корректировки своей стратегии партнерства с метапоисковыми системами многие онлайн-тревел-агентства решили навсегда запомниться клиентам своими низкими ценами. Это, по их мнению, смогло бы отучить аудиторию от использования метапоисковиков и сделать их лояльными клиентами агентства. Однако стратегия демпинга на метапоисковиках была ошибочна, а в некоторых случаях и фатальна для онлайн-тревел-агентств. Рекордное снижение цен и продажи в минус повлекли за собой значительные убытки и затруднительное финансовое положение многих OTA.
Еще одним ударом по онлайн-тревел-агентствам стало уменьшение комиссии от авиакомпаний. Это также поспособствовало снижению маржинальности и замедлению темпов роста рынка.
Тренды
В 2013 году внимание отрасли было приковано и к разнообразным тревел-стартапам. Несмотря на то, что тревел – одна из самых сложных сфер для стартапов, успешные кейсы «Островка» и Onetwotrip, которые смогли успешно привлечь инвестиции, и обширные возможности тревел-сервисов мотивируют многих разработчиков создавать новые проекты. Несмотря на множество появляющихся тревел-стартапов, большинство из них ждет не успех, а разнообразные трудности. Постоянно меняющиеся тренды рынка, большой порог вхождения и низкая маржинальность, особые условия от поставщиков для старых и крупных игроков являются серьезными трудностями для тревел-стартапов, преодолеть которые они иногда не в силах. Поэтому в 2013 году основная доля рынка была поделена между несколькими крупными игроками. Думаю, эта тенденция сохранится и в 2014 году. Большие инвестиции не помогли проектам Travolver, Travelmenu, Flatora (а теперь и Eviterra. – Прим. ред.), которые громко ушли с рынка. Благодаря этому и общей макроэкономической ситуации в стране инвестиционный климат в тревел-стартапы не является на данный момент благоприятным.
Чтобы IT-решение переросло в успешный стартап в сфере туризма, ему необходима в первую очередь эффективная технология и слаженная профессиональная команда, а также доступ к низким ценам благодаря специальным условиям от поставщиков. Из моря конкурентов поможет выделиться уникальная фишка и убойный интерфейс. Не стоит забывать и о масштабном и дорогостоящем продвижении, которое обязательно должно быть заложено в бюджет стартапа.
Прогнозы на 2014 год
Я думаю, что в 2014 году динамика роста рынка онлайн-тревел-услуг замедлится, сохранится снижение маржинальности. Для онлайн-тревел-агентств этот год станет особенно тяжелым: многие авиакомпании сократят комиссии, продолжится падение продаж ж/д билетов. Основные OTA ждет минимальный разрыв в продажах: борьба будет идти буквально за каждого клиента. Поэтому существующие игроки будут укрупняться или уходить с рынка. На этом фоне примечательным станет выход на рынок западных игроков с большим финансовым багажом (например, Odigeo, в который входят GoVoyages, Opodo, Edreams). Новым российским компаниям будет очень сложно выйти на рынок и привлечь инвестиции. Однако все эти сложности сделают рынок гораздо более интересным, ярким, насыщенным. Онлайн-тревел-агентства станут развивать продажи допуслуг, динамическое пакетирование, программы лояльности.
Онлайн-рынок стал более зрелым, чем ранее, более сопоставимым с западным. Пользователи стали образованнее в плане выбора турпродукта и использования онлайн-сервисов. Игроки на рынке будут внимательнее относятся к своему продукту. В 2014-м нас ждет более зрелый маркетинг и реклама в борьбе за пользователей. Обычным контекстом на большие бюджеты уже не выстоять на рынке.
Среди тревел-стартапов особое развитие получат сервисы онлайн-бронирования экскурсий, а также специальные сервисы для турагентств и туроператоров, которые могут сделать их работу проще и эффективнее. Интерес к подобным сервисам мы видим на примере еще одного онлайн-проекта холдинга «Випсервис» – системы «Портбилет».